среда, 21 декабря 2016 г.

Мнение: комикс "Отражения" и ЛГБТ-персонажи в Overwatch

opinion.jpg

Overwatch - довольно редкий гость в блоге, но возможности написать об этом вопросе я ждал уже давно. Дело в том, что Blizzard еще с анонса этой игры говорили о разнообразии персонажей и мира их нового детища и давали намеки на то, что дело может не ограничиться только лишь героями различных национальностей. А год назад разработчики подтвердили, что ЛГБТ-персонажи во вселенной Overwatch всё-таки есть. Но никаких подробностей не дали. И мне просто было интересно, во что это всё выльется, потому что создавалось впечатление, что Blizzard просто хотели угодить ЛГБТ-сообществу, но при этом старались не разозлить его беснующихся противников. Плюс, поскольку в играх меня, по большей части, волнует именно сюжет, мне было интересно, смогут ли разработчики органично вписать такого персонажа в игру, и не сделают ли они его ориентацию основной чертой его характера.

И вчера Blizzard раскрыли, что этот герой - Трейсер. Поэтому в этом выпуске мы взглянем на слова разработчиков про ЛГБТ-персонажей и на их место во вселенной Overwatch. Еще одна причина появления данного выпуска - необоснованные волнения многих игроков из-за новости о Трейсер, которые вызваны незнанием позиции разработчиков, приведенной в сегодняшней статье. Кстати, в Warcraft такие персонажи появились куда раньше, и не так давно мы рассмотрели случай с парой призраков ночных эльфиек из Азсуны.

Blizzcon 2015, 7 ноября 2015
c панели “Мир Overwatch”

Билл Петрас, арт-директор Overwatch: “Есть ли персонажи-геи в Overwatch? Ответ: да. Еще рано-рано: мы работаем над тем, как связать истории, мы еще строим сам мир, но ответ - да.”

Майкл Чу, старший дизайнер лора и истории Overwatch: “Мы еще только начали рассказывать истории героев в комиксах и короткометражках, и мы очень хотим рассказать эти сюжеты и дать им шанс расцвести. Так что вам точно стоит следить за новостями.”

Крис Метцен, на тот момент старший вице-президент по истории и развитию франшиз в Blizzard, сейчас эту должность занимает Лидия Боттегони: “Ответ точно - да. Но мы хотим, чтобы всё раскрывалось органичным образом. Просто вписывать это в какие-то датабазы ощущалось бы искусственным и безвкусным. Так что продолжайте следить за развитием истории.”

2015.jpg

Blizzcon 2016, 5 ноября 2016 года
c панели вопросов и ответов по Overwatch

Майкл Чу: “Мы не забыли о том, что сказали в прошлом году. Для нас в Blizzard очень важно иметь разнообразие всех видов, и это включает в себя ЛГБТ-персонажей, у нас точно есть ЛГБТ-герои: их несколько. Это важное решение, к которому мы пришли еще на ранних этапах разработки этих персонажей. Мы серьезно считаем, что истории о взаимоотношениях персонажей: не только романтических отношений, но и семейных, да и любых других должны раскрываться в ходе сюжетов, в которых им будет самое место. Потому что в некоторых историях, что мы уже успели рассказать, у нас не было возможности пролить на это свет. Но у нас скоро выйдет история, в которой мы коснемся этой темы - на самом деле, скоро, а не “Blizzard скоро™”. Для нас это важно.”

2016.jpg

Интервью kotaku с Blizzard
9 ноября 2016 года

kotaku: За последние несколько месяцев было много разговоров о персонажах-геях. Много споров, я хотел сказать. Некоторые люди хотят, чтобы персонаж-гей появился в каноне, а другие готовы кричать на них за это и вообще боятся такого. Это большая тема не только на форумах, но и фэндоме и местах вроде tumblr. Что вы делаете со всей этой информацией?

Рейчел Дэй, художник по Overwatch: Мы тут пытаемся выстроить очень разнообразную игру. Мы смотрим глобально, и мы в поиске самых разных людей, самых разных телосложений и всего в таком духе. Может быть мы, в данный момент, не рассказываем никаких романтических историй, но это точно возможно в будущем. Я не думаю, что мы бы хотели исключить кого бы то ни было из такого взаимодействия.

Натан Грейсон, дизайнер героев в Overwatch: В игре есть ЛГБТ-персонаж. Это сложно, потому что мы не хотим быть с этим странновато неуклюжими. У нас есть комиксы и другие виды медиа для этого. Мы не хотим проталкивать что-то в игру так, чтобы оно ощущалось как тыканье игроков этим в лицо. Мы не хотим, чтобы игроки ответили нам: “Это просто бессмысленно.” Но такой персонаж есть, и мы скоро его раскроем.

Письмо Blizzard kotaku
20 декабря 2016 года

“Точно также как и в реальной жизни, наличие разнообразия в наших персонажах, их характерах и историях позволяет создать более богатую и глубокую вымышленную вселенную. Мы изначально хотели, чтобы вселенная Overwatch чувствовалась приветливой и открытой, и чтобы она отражала разнообразие наших игроков по всему миру. Как и в случае с любым другим аспектом биографии наших персонажей, их сексуальность - это лишь всего одна часть того, что делает их теми, кто они есть. С самого начала нашей работы над историей Трейсер создание этого аспекта её персонажа просто ощущалось правильным решением.”

Комикс “Отражения”
20 декабря 2016 года

Blizzard сдержали свое слово и раскрыли личность одного из ЛГБТ-персонажей Overwatch: им оказалась Лена Окстон, больше известная как Трейсер. Раскрытие это произошло в комиксе “Отражения” (анимационная версия доступна по ссылке) с историей от того самого Майкла Чу и артом от Мики Монлло. В этом коротком комиксе рассказывается, чем же заняты герои вселенной Overwatch на Рождество: Трейсер вот провела сей праздник вместе со своей девушкой по имени Эмили и другом Уинстоном. Комикс вполне себе обычный и следует привычным клише про рождественские праздники у супергероев: кто-то опаздывает на праздничный ужин из-за того, что пришлось остановить грабителя, кто-то кормит сирот, а кто-то скучает по былым временам, просматривая старые фотографии.

Кстати, на русский язык этот комикс Blizzard не перевели, и в своих русскоязычных новостных лентах они его не упоминают. Объяснение этому можно узнать, выбрав на странице комикса на официальном сайте русский язык.

1.jpg

Оказалось, что это была этакая перестраховка со стороны компании, поскольку шансы на то, что око цензуры в России обратилось бы на этот комикс свой взгляд, всё-таки были. Вот что сообщили сами Blizzard в сообщении для eurogamer по этой теме: “Мы превентивно решили не выкладывать этот комикс, учитывая климат в России и узаконенную ответную реакцию.”

А вообще уже появился фанатский перевод на русский язык от сообщества overfire. И еще немного слов от Blizzard про сам комикс:

Интервью gamespot с Blizzard
20 декабря 2016 года

Майкл Чу: “Я думаю, нас по-настоящему вдохновило всё то разнообразие, что есть в нашем мире. Разные культуры, история, поп-культуры из разных мест, вроде аниме и манги, фильмы и комиксы - мы хотели получить вдохновение из всего этого.”

“Многообразие - это нечто такое, на чем мы стараемся сосредоточить свое внимание. Очевидно, в этом комиксе мы смогли пролить немного света на часть подобных вещей. То, что нас серьезно взволновало в этом комиксе - редкий шанс увидеть личную жизнь персонажей. Когда мы говорили о праздничном комиксе, мы решили, что это будет отличная возможность увидеть этих персонажей вдали от полей боя, и увидеть их друзей, семьи и любимых. Просто увидеть их в немного другом окружении.”

В Blizzard не поленились дать четкий ответ об ориентации Трейсер: Майкл Чу написал в Твиттере, что Трейсер считает себя лесбиянкой. А еще Blizzard отправили в IGN письмо аналогичное тому, что пришло в kotaku, но опять-таки с указанием того, что “Трейсер - лесбиянка в ЛГБТК+ спектре.”

Мнение

Я считаю довольно диким весь ажиотаж вокруг новости с Трейсер. В этом и смысл этого выпуска - показать, что на такой ход событий были указания еще год назад, и что ничего неожиданного не произошло. Ведь еще с анонса в 2014 году разработчики обещали разнообразие героев и их историй. Это первый пункт. Плюс, уже тогда было известно, что омники в некоторых странах живут вместе с людьми - а это же разумные роботы! А еще есть Уинстон - горилла-ученый и один из героев Overwatch, известный по всему миру. Вот и второй пункт - объяснение того, почему в Overwatch появление ЛГБТ-персонажей было ожидаемым ходом событий даже без слов разработчиков.

mkay.jpg

С первым пунктом мы уже разобрались, поскольку вспомнили про слова разработчиков за предыдущий и текущий годы. Со вторым всё тоже довольно просто. Blizzard - это компания из США. А там отношение к ЛГБТ совсем не такое же, что в странах СНГ. Дело не только в том, что разрешены однополые союзы, но и в том, что в американском обществе были сделаны основательные шаги к тому, чтобы к ЛГБТ относились без предвзятого отношения. И надо сказать, что даже учитывая всё это, ситуация там не столь радужная, как в других странах, пошедших по аналогичному пути в этом вопросе. Поэтому появление персонажей с такими предпочтениями там вполне понятно. Это делается авторами различных историй и медиа, чтобы показать свое согласие с тем, что представители ЛГБТ - обычные люди. То есть, в конечном счете, это аналогично тому, что в кино стали появляться женские персонажи с главными ролями в приключенческих фильмах с драками и перестрелками, и тому, что азиатов и чернокожих в американских фильмах в свое время начали играть всё-таки представители своих этносов, а не загримированные звезды старого Голливуда.

c9e.png
Но такое случается и в наше время...

Но здесь важен, конечно, и охват новой аудитории. Ведь ЛГБТ-сообщество тоже заинтересовано в том, чтобы видеть отражение себя в различных историях. Также как любому другому человеку хочется иногда прочесть что-то про героя, который имеет с ним общие корни. И это ведь началось не вчера. Просто раньше авторам приходилось быть более осторожными с такими историями и подавать их простыми намеками, как в случае с сериалом “Зена: Королева воинов”. И кому-то приходится делать это и в наше время из-за ограничений от своих студий и спонсоров, как в случае с “Легендой о Корре”. И до жителей СНГ просто не доходит во всей своей массе англоязычное медиа - ведь про ЛГБТ-персонажей в сериалах слышали уже, наверное, всё. А вот про таких героев в комиксах? Marvel с этим особенно плодовиты, но кроме фанатов самих комиксов у нас про это мало кто знает, хотя фильмы Marvel собирают в той же России огромную кассу. А Overwatch как раз вдохновлен традициями сюжетов из комиксов.

А теперь вторая большая составляющая наличия ЛГБТ-персонажей в Overwatch - это суть самой вселенной Overwatch. Что вообще она из себя представляет? Это Земля будущего, в которой наступило светлое будущее. Да, там было страшное восстание машин, и сейчас силы, стоящие за ним, вновь поднимают свою голову - но куда без этого? В истории а-ля Overwatch для развития сюжета нужен конфликт, нужен какой-то враг - без этого никуда, комикс ведь. Но сам сеттинг все равно очень яркий и жизнерадостный, и сами Blizzard часто говорили об этом и ставили его в противовес мрачным вселенным своих прошлых детищ. И герои этой вселенной сражаются как раз ради того, чтобы сохранить свой светлый мир.

heroes.jpg

И раз по мнению самих творцов из Blizzard, представители ЛГБТ - обычные люди, то естественно, что в их Земле будущего они никуда не денутся и будут себе спокойно жить, любить и не скрывать правду о своей ориентации. И вообще-то ЛГБТ здесь - это только вишенка на торте. Посмотрите хотя бы на Африку из этой вселенной, в которой расцветает прекрасное и дружественное всем общество - это подчеркивает прогресс цивилизации вселенной Overwatch.

Numbani_screenshot_12.jpg

И вишенка в роли ЛГБТ тут и рядом не стоит с начинкой в лице омников. Серьезно. Омники - разумные машины. Это искусственный интеллект. Вот где таится истинное поле для философских размышлений. Омники даже создали собственную философию, которой следует целый орден монахов. Они снимаются в кино, живут обычной жизнью и, похоже, что некоторые из них даже вступают в… союзы с людьми.

robot.jpg

И если на Земле Overwatch некоторые страны смогли достичь такого взаимопонимания с роботами, с которыми не так давно, между прочим, шла мировая война, то ясное дело, человек, любящий представителя своего пола, там никого не удивит. Да и вообще омники - это еще и рычаг, с помощью которого можно будет рассказать истории о борьбе с нетерпимостью и враждебностью к “не таким как все”. В “Людях Икс” этим рычагом были мутанты, которых боялись и презирали обычные люди.

Вопрос подачи

Мы уже разобрались с комиксом, и теперь я бы хотел поговорить о подачи разнообразия всех видов как таковом, и о его реализации в Overwatch.

Мы успели разобраться с тем, зачем вообще нужны такие веяния в сюжетах самых разных вселенных. Но к сожалению, у этого бывает и другая сторона. Дело в том, что некоторые авторы и компании замечают эти новые веяния вокруг себя, но видят в них лишь тренд, на котором они смогут нажиться. И тут начинается определенная проблема, сводящаяся к тому, что иногда разнообразие добавляется просто для галочки, чтобы заручиться новой аудиторией. И такая постановка для галочки не всегда ощущается сделанной к месту и органичной.

Относится ли к такому взгляду на всё это создание разнообразия ради разнообразия? Это сложный вопрос, и рассматривать его нужно в каждом случае отдельно, потому что это зависит от сеттинга истории и самого повествования внутри неё. Но поскольку Overwatch пытается показать целый мир, полный ярких красок и самобытных героев, то здесь такое отношение к созданию новых персонажей и их биографий видится мне адекватным. Более того, они поймали правильную волну. Как сказал сам Метцен, важно подать всё органично. И видно, что ориентация Трейсер - это только часть её личности, просто одна из её черт, и всё. Этим не ограничивается её персонаж, и на этом же он и не строится. Это правильный подход.

derp.jpg

То есть Blizzard пошли на этот ход не просто для галочки, и им удается правильно подать своих новых персонажей. Ведь если взглянуть на ситуацию с теми же ЛГБТ-персонажами, то есть множество стереотипов, связанных с тем, как они подаются в том же кино или сериалах: от женственности до одержимости половым влечением. Аналогичная ситуация есть в Японии, где вроде бы и популярны манга и аниме про однополую любовь, но подается она там через призму стереотипов, причем специфических. Это стереотипы, рожденные не на базе страхов, единичных случаев каких-то из ряда вон выходящих вещей или просто ложных впечатлений - это вымысел, созданный авторами этих историй с нуля, чтобы лучше их продать. Потому что истории про “девочек” пишутся для того, чтобы по ними пускала слюни мужская половина аудитории, а истории про “мальчиков” по такому же принципу создаются для женской.

Но понятно, что разнообразие не нужно везде и всюду. И точно также как есть люди, которые воинственно протестуют против появления персонажей, не являющихся белыми мужчинами, есть и воинствующие меньшинства сторонников равноправия, которые выставляют свое движение в плохом свете, требуя разнообразия там, где оно и не нужно. Например, требуя чернокожих актеров на роль японских самураев.

Так что я прихожу к выводу, что страсти вокруг комикса не обоснованы, потому что уже по одному анонсу в 2014 году было ясно, что рано или поздно появится такая новость о ком-то из героев Overwatch.

Спасибо, что прочли этот выпуск
И до встречи в следующих! *)

И снова благодарю читателей, поддерживающих блог на patreon: pitet, dervesp, Владимира Кравчука, Максима Зуева, Vemy, Дениса Матвеева, zymko, Леорика, Fadj, Sergey, Dyshik и Narga Cosplay.

6 комментариев:

  1. Я ожидал от комикса большего, что это будет действительно что-то важное для сюжета, или для характера героя, как обещали на Blizzcon. А получился лишь комикс про то, что Трейсер живет с девушкой - никаких переживаний, новых черточек, внутренних конфликтов. В одной картинке про Вдову на могиле мужа и то чувствуется больше.
    В общем, для меня это комикc для галочки. Чтобы дать интервью, написать письмо kotaku, и чтобы больше не задавали вопросов на Blizzcon.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По-моему самая главная часть комикса - это та, где показывается кто из остальных героев чем занят. Удивляет, почему все сфокусировались на Трейсер и так мало тем на форумах об остальных, лично мне интересно додумывать чем же они заняты.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. И планируются статьи по лору Owerwatch? Складывается впечатление, что разработчики взялись рассказать красивую и в то же время серьёзную историю. Интересно было бы почитать о предположениях, гипотезах, анализе лора.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пока что мне вселенная Overwatch не слишком интересна, но если появится какой-то очень любопытный материал, то напишу о нем в блоге. Но пока никаких планов нет.

      Удалить
  4. Геев у них нет, лесбухи есть. Несправедливость.
    А вообще, есть геи в Варкрафте? Кроме Малфуриона и Кенариуса. И Андуина с Врайтионом, конечно.

    ОтветитьУдалить