В сегодняшней статье из рубрики "Легенды и истина" мы поговорим о статусе каноничности одного знаменитого персонажа: речь пойдет о Мед’ане, сыне Медива и Гароны. Видеоверсия данной статьи доступна по ссылке.
***
В предметном указателе третьего тома “Хроник” персонаж по имени Мед’ан привязан к странице под номером 404. Только вот страниц в книге всего 220 и в ней нет больше ни слова об этом герое. Цифра 404 - это просто отсылка к ошибкам в Интернете в духе “страница не найдена”.
***
Впервые Мед’ан появился на страницах комикса World of Warcraft. А если конкретно, то в его последней трети. Первые же две части этой саги были посвящены истории короля Вариана Ринна и его возвращению в Штормград.
В тот далекий 2009 год этот комикс задумывался как часть канона. И в целом, сюжетная арка про Вариана вполне выдержала проверку временем. Другое дело - история Мед’ана.
Мед’ан - странный персонаж. На половину человек, на четверть орк и на четверть же дреней. Сын Медива, Хранителя Тирисфаля и Гароны, полуорчихи-полудренейки. Отсюда и имя такое - Медив и Гарона. Почти как название пейринга.
Мед’ан появился в сюжете очень внезапно, ведь изначально комикс, как мы уже вспоминали, был посвящен отнюдь не ему. И уже совсем вскоре всё превратилось в историю о том, как Мед’ан, оказавшийся Героем Таинственного Пророчества, противостоял Чо’Галлу и его слугам в их попытке воскресить Древнего Бога К’Туна.
И точно также внезапно Мед’ан умудрился и вовсе выпасть из сюжета. С 2009 года его поминали только в рассказе про Велена, который вышел в 2011 году и в Полной Иллюстрированной Энциклопедии по WoW, что в версиях 2013, что 2016 года.
“Мед'ан, Хранитель Тирисфаля, неудержимо рыдал. На его лице, сохранившим характерные орочьи черты, слезы смотрелись странно, а в глазах его читалась такая боль, что любой проникся бы к нему состраданием и участием.”
А в энциклопедии Warcraft существование Мед’ана просто вскользь упоминается в главах, посвященных Медиву и Гароне. Вообще надо отметить, что хотя обновленное издание энциклопедии вышло после первого тома “Хроник”, там не были исправлены устаревшие данные из первоначального издания. Это так - к слову.
И вот 2018 год - “Хроники” намекают на то, что данный персонаж выпал из канона.
Целых 9 лет понадобилось Blizzard для того, чтобы принять это решение. Ведь до этого момента, этот персонаж оставался строго каноничным, пусть и находящимся в лимбо. В конце концов, комикс так и не был объявлен неканоничным, и такой ход бы с ним попросту не прошел - но вот об этом вспомним немного позже.
Тут стоить сделать вот такую очень важную ремарку относительно того, что вообще является каноном. Вселенная Warcraft устроена таким образом, что сопутствующий материал в ней является не менее важным, чем сама игра. Разные форматы дополняют друг друга. По умолчанию, такой материал считается частью канона: комиксы, манга, романы, остальные виды литературы и официальные ролики. Исключениями являются материалы по фильму “Варкрафт” и игре Hearthstone - потому что это по сути отдельные и самостоятельные вселенные. И книги по настольной ролевой игре, представляющие собой своды правил и руководства для партий в Dungeons & Dragons в стиле Warcraft - их объявили неканоном в 2010 году.
Можно вспомнить сессии вопросов и ответов разработчиков по сюжету во времена Катаклизма:
В 2011 году они написали, что Мед’ан не помогал защитникам Азерота во время Катаклизма, потому что “его внимание было занято чем-то другим”.
В том же году был вопрос про на тот момент “пропавших без вести героев”: Калию Менетил, Аллерию Ветрокрылую, Туралиона, Галливикса и Мед’ана. Ответ был такой: мол, мы про них помним. У нас на них большие планы. И по иронии, из всей этой группы пропавшим остался только тот самый герой комикса.
В 2012 году был вопрос о судьбе не только Мед’ана, но и всего нового Совета Тирисфаля, что сделал его хранителем. Ответ состоял в том, что члены нового совета не связаны теми уставами и догмами, что и старый, и поэтому они все просто разбрелись по миру, чтобы разобраться с собственными проблемами. А относительно героя торжества, цитирую:
“Что же касается несравненного Мед’ана, то со времени возвращения Мараада в Экзодар о нем ни слуху, ни духу. Некоторые считают, что Мед’ан отправился в иной мир или измерение, чтобы продолжить обучение.”
В 2013 году Микки Нельсон, на тот момент, ведущий писатель Blizzard, написал, что хоть Мед’ана мы еще некоторое время и не увидим, он хочет однажды сделать из этого героя отличного персонажа.
А уже в 2014 году, Микки, на вопрос о судьбе сына Медива и “уровне” его сил, ответил, что тот вернул вернул свои силы членам нового Совета Тирисфаля после битвы в Ан’Кираже, и поэтому уже не является Хранителем Тирисфаля. И, следовательно, стал слабее. А нового Хранителя с тех пор так и не появилось.
В том же году Крис Метцен объяснил, что Мед’ана не планировалось вводить в Cataclysm - роль спасителя мира в этом дополнении изначально принадлежала Траллу. Мед’ану предназначалась некая иная роль.
Прошло два года, и на одном из интервью времен беты Legion в 2016 был задан очередной вопрос про Мед’ана, и ответ на него был следующим:
“Мед’ан путешествует по вселенной, занимаясь большими и важными делами, которые однажды принесут свои плоды. Просто сейчас его нет поблизости.”
И тут началась совсем странная чехарда. Несколько месяцев спустя, на Blizzcon 2016, Алексу Афрасиаби, креативному директору WoW, достался аналогичный вопрос про Мед’ана, но ответ на него получился совсем другим:
В: Что случилось с Мед’аном из серии комиксов? Разве он не должен был стать новым Хранителем?
О: “Что случилось с Мед’аном?” - это отличный вопрос. Мы думали об этом долгое время. Как же тут выразиться - определенная литература существует как бы за пределами World of Warcraft. Мы её любим, но обязательно ли это то, что мы считаем каноном? То есть Мед’ан как Хранитель - то ли это, что мы считаем каноном в лоре Warcraft? Почему за последние пять лет к нему не было отсылок? Это не значит, что не может быть истории для Мед’ана, просто она не будет такой, какой она была заготовлена в комиксе.
Как видите, формулировка ответа тут вышла достаточно запутанной и пространной, так что тогда я решил рискнуть и уточнить этот вопрос у Алекса в Твиттере. Мол, речь идет о том, что сама серия комиксов World of Warcraft неканонична, или только то, что “Мед’ан - Хранитель” - неканон?
Ответ вышел лаконичным: То, что Мед’ан - Хранитель.
Так что вплоть до конца 2016 года Мед’ан оставался строго каноничным персонажем. А до 2018 находился в довольно подвешенном состоянии - тот же ответ Алекса и отсутствие упоминаний дитя пророчества во втором томе “Хронике”. Там, кстати, рождение Гароны описывалось не экспериментом, устроенным по приказу Гул’дана, как это утверждал Мед’ан.
И вот вышел третий том “Хроник”, который уже одной шуткой про цифру 404 намекает на статус этого персонажа в каноне. Но дело не только в этом.
В третьем томе “Хроник” пересказывается история первых двух арок комикса про Вариана, но нет ни слова о третьей арке, посвященной сыну Медива. И само по себе это еще не приговор. Дело в том, что “Хроники” - это краткий пересказ событий, в котором делается акцент на новые добавления в канон и общую основную линию повествования. И если там что-то попросту не упоминается, или подается с другого угла, это еще не означает реткона - об этом даже говорили сами авторы книги в том же Твиттере.
В третьем томе вот, например, не рассказывается история о вступлении ночных эльфов в Альянс. И что получается - реткон, их нет в Альянсе? Это же так не работает.
Но в вопросе с нашим зеленым человечком всё несколько сложнее. Его история, понятное дело, была тесно связана с историей его матери Гароны. И вот эта история уже расставляет всё на свои места.
Согласно комиксу, Гарона тайно следила за тем, как растет её сын в Восточных Королевствах вплоть до смерти Ониксии. Позже, её схватили сектанты Сумеречного Молота и привели к Чо’Галлу, который восстановил сковывашие её заклинания контроля над разумом.
В итоге, эти чары попытались развеять Джайна и Эгвин, но безуспешно. Затем из-под стражи в Тераморе полуорчиху освободил Мараад, брат матери Гароны. И тогда та отправилась в Ан’Кираж, чтобы попытаться убить Чо’Галла. Но она старалась действовать тайно, ведь огр бы смог с легкостью восстановить свой контроль над ней. А когда Мед’ан, наконец, уничтожил Чо’Галла, Гарона вместе с Мерилом отправилась на поиски выживших культистов Молота.
И тогда, почти на заре начала эпохи искателей приключений, её заманил в ловушку Чо’Галл и снова сковал заклинанием контроля.
В новой истории чары с неё безуспешно пытались снять всё те же Эгвин и Джайна, но Гарона заверила их, что сможет силой воли сдерживать давлеющую мощь заклинания. И в итоге, продолжила свою личную охоту за Чо’Галлом - как всегда, в гордом одиночестве.
А потом были уже знакомые нам по WoW события времен Катаклизма - помощь Гароны Орде в борьбе с культом на Сумеречном Нагорье. И судя по тексту, она могла участвовать и в заключительном штурме Сумеречного Бастиона, в котором был убит Чо’Галл.
То есть заклинание контроля было наложено гораздо раньше - преддверие классики против конца TBC, и следовательно, Гарона не могла следить за своим сыном в тот временной период. Нет вмешательства Мараада в её спасение. Нет совместного путешествия с Мерилом. И другая концовка истории.
С Чо’Галлом всё тоже рассказывается по-новому. Нет упоминаний его попытки воскресить К’Туна (да и в тексте говорится, что Древний Бог был побежден, а не убит, а-ля смесь нокаута с комой - но об этом поговорим как-нибудь в другой раз). А во времена TBC он отправился в Ульдуар, чтобы ослабить цепи, сдерживающие Йогг-Сарона.
***
Так что Мед’ана ювелирным образом вырезали из сюжета, при этом сохранив всю остальную историю из комикса. Поэтому дата его реткона - март 2018 года. И до этого времени он оставался частью канона. Но вот что странно, при этом разработчики сейчас не дают прямых ответов о его каноничности. Так о “Мед’ане под страницей 404” стало известно еще в декабре прошлого года из, так сказать, превью от одного человека, связанного с изданием литературы Blizzard в Китае. Но ни тогда, ни сейчас, не было дано прямых ответов о том, попрощались ли мы с дитя пророчества окончательно.
Кстати, в свете всего этого остается простор для новых версий парочки кое-каких историй. Так история о том, как повелитель ужаса Катра’натир оказался заключен внутри Мерила, ведь это уж явна не была последняя битва в Ан’Кираже с Чо’Галлом. И тот временной промежуток, когда Чо’Галл стал гигантом с кучей глаз по всему телу. В комиксе он медленно превращался в чудовище на протяжении сюжета.
И Эгвин. В комиксе она пожертвовала собой, чтобы спасти своего внука. И при этом она не появлялась в последующих сюжетах - той же истории уничтожения Терамора. Так что может статься, что она и вовсе до сих пор жива.
Или вот Атиеш. В комиксе его волшебным образом восстановил Мед’ан. Может статься, что та история из классического WoW о сборе фрагментов посоха в Наксрамасе тоже как-нибудь вернется в строй. Мол, герой отдал восстановленный Атиеш наследнику Хранителя.
***
И теперь осталось разобраться с тем, почему же именно с Мед’аном решили попрощаться.
Вообще толком даже не ясно, зачем он появился в сюжете. Комикс, посвященный Конану-Варвариану, внезапно, сделал разворот на 180 градусов и оказался посвящен ребенку из пророчества, про которого доселе никогда ничего не слышали.
Можно предположить, что таким образом авторы хотели заинтересовать аудиторию любителей комиксов, ведь сотрудничество Blizzard и DC-Comics, которые и издавали эту серию было довольно прочным. И они совместно издали несколько новых графических новелл даже после саги о сыне Медива. А многие герои этого комикса начинали как коллекционные фигурки от DC: от Бролла и Валиры до Мерила и Таргаса Анвилмара.
При том, что какая-нибудь орочья кровь в жилах - это не гарант успеха в шаманизме. Взгляните на бледных орков - это всё ученики шаманов, которые не смогли завершить свой путь обучения и поддались Бездне. Или вспомним о Гул’дане, которого отвергли Стихии, почувствовавшие его темное сердце. Или они должны были принять его за простую бытность орком?
В таком герое не было особой необходимости. Были ведь Тралл, Джайна, Аспекты, Вариан, Ронин, Малфурион, Иллидан и еще целый вагон персонажей, которые то и дело принимали участие в спасении мира.
И в итоге, нишу нового Медива, но уже в роли голоса разума, каким он был в Третью Войну, занял его ученик, Кадгар. Талантливый волшебник, который потом и кровью достиг высот в магии и буквально поплатился за этой своей молодостью. Кадгара и Медива связывает сложная история, которая увенчалась гибелью самого Медива и освобождением его души от хватки самого Саргераса, Падшего Титана.
Неудачный персонаж, которого не взлюбили с самого начала, и забытый самородок из эры до MMO, которого высоко оценили игроки. Неудивительно, что Мед’ан так нигде особо и не примелькался.
А ведь все другие важные герои комикса так или иначе нашли себе дорогу в мир и появлялись на страницах книг, а то и вообще в качестве NPC в самой игре.
Еще одна вероятная причина реткона - любовная линия родителей этого персонажа. В романе “Последний Хранитель” (или “Последний Страж” в русскоязычном издании) очень много рассказывается об взаимоотношениях Медива, Гароны и Кадгара друг с другом. И фишка здесь в том, что в той книге не было и намека на возможный роман падшего защитника Азерота и ассассина Совета Теней. Там их отношения ощущались в лучших случаях доверительными - у того же Кадгара с Гароной были куда более близкие отношения, пусть и дружеские. И в других источниках тоже нет ничего о романе родителей Мед’ана. И в самом комиксе он описан как-то слабо - точнее, практически не описан вовсе. Так что с этой позиции такой реткон тоже имел смысл.
И они могут не лучшим образом сказаться на доверии аудитории к новому материалу и его дальнейшей судьбе.
Однако, по большей части, сейчас ретконы в Warcraft делаются, чтобы исправить старые ошибки повествования и сделать историю интереснее и логичнее. И мы говорим сейчас именно об ретконах, поскольку очень много вещей, которые в фендоме воспринимаются за ретконы, ими вообщем-то не являются.
Мы уже рассмотрели достаточно причин того, почему историю Мед’ана было нужно изменить. Так что тут ситуация стала только лучше.
Но в тоже время, я считаю, что всё это можно было бы исправить и более мягко. Тем, что называют “мягким ретконом”. Это когда факт, который считался истиной, не был стерт с лица повествования, но оказался ошибочным суждением кого-то из персонажей. Это не настоящий реткон, потому что тут нет переписывания истории задним числом. Но при этом зрителю или игроку все равно ясно, что внезапный поворот сюжета был надстроен над более старой концепцией.
Пример - упорядочивание Азерота. Раньше считалось, что терраморфинг планеты был заслугой титанов Пантеона, но в “Хрониках” выяснилось, что это сделали их творения, Хранители. Мол, историки Азерота ошибочно ставят знак равенства между титанами и их самыми могущественными созданиями.
Но это так. Мысли вслух. С историей Мед’ана из комикса мы попросту попрощались.
Но я заранее подчеркиваю, что всё к чему мы пришли - это намеренное изгнание Мед’ана из сюжета. Это даже не делает тот комикс чем-то неканоничным, что уж говорить про романы, мангу и другие комиксы. Тем более, в прошлом году новым ведущим писателем Blizzard стала Кристи Голден, автор многих романов по вселенной Warcraft. Так что тут в плане концепции сюжета всё без изменений.
***
Спасибо, что прочли этот выпуск до конца
И до встречи в следующих! *)
И до встречи в следующих! *)
По традиции благодарю читателей, поддерживающих блог на patreon: pitet, dervesp, Владимира Кравчука, Максима Зуева, Vemy, Дениса Матвеева, zymko, Леорика, Fadj, Sergey, Dyshik, d-pro, LEKAROK, Артёма Бочарова, Frolovskiy Dima, wDBYB, Dmitry Zateev, Александра Моторина, stefan_flyer, Михаила Кузнецова, Кристин Кулагину, Amatych, Maxim Demyanov, Dreodront, Александра Иванова, Triumpher, Черномяс, Анастасию Панченко, NickDS, Rastead, Zerathustra,Teungel, Sergey и Ivan Ivanov.
Честно ничего такого в Мед'ане и не было. Честно скажу комикс не читал, но прочитал кучу информации про него и как то... Ну не впечатлил он меня. Так что мне кажется WoW не потеряет ничего если данного персонажа там не будет вовсе
ОтветитьУдалить