Англоязычная версия статьи для Совета Сообщества доступна по ссылке |
Главная проблема с драконами во вселенной Warcraft. Субъективная, конечно. Ощущаются ли азеротские драконы... драконами?
Драконы стали частью мира Азерот еще в Warcraft 2: там были Смертокрыл, бронированный лидер драконов-ренегатов, и Алекстраза, королева драконов и самое могущественное существо в Азероте.
«Драконы обитают на неукрощенных северных землях Азерота. Замкнутые по своей природе, они на протяжении веков практически не контактировали со своими ступающими лишь по земле соседями.»
Но нынешний облик драконам Азерота придал Ричард Кнаак в своей книге "День Дракона" (2001), первом романе по Warcraft: ведь сюжет романа придумывал сам Ричард, и когда Blizzard не нравилась некая идея, он просто предлагал новую. Отсюда пошли Драконьи Аспекты, Смертокрыл в роли дворцового интригана, способность драконов превращаться в смертных и так далее.
«Они озвучивают мне тему, а я придумываю один синопсис сюжета за другим до тех пор, пока мы не приходим к такому, который устраивает нас всех.»
Вообще в любую работу в жанре фэнтези, даже если это "чужой" сеттинг, Ричард вплетает добрых минотавров, мудрых эльфов и... драконов-богов, которые умеют превращаться в смертных и манипулируют их политикой.
«Теперь, люди и минотавры находятся на пороге войны, а шаткому союзу героев предстоит раскрыть правду о древней войне, которая начинает разгораться с новыми силами, войне между двумя расами манипуляторов (прим. конечно же, драконов), которые использует всех остальных в качестве собственных марионеток.»
Но в Warcraft 3 это влияние ощущалось еще не так сильно и драконы были этаким смешением лора из романа и концепта из WC2.
«Известны случаи, когда они заживо проглатывали своих врагов целиком, а потом медленно переваривали их в течение суток.»
«Скорбящая Алекстраза», иллюстрация к роману «Тралл. Сумерки Аспектов» от James Ryman |
Но постепенно мы пришли к нынешней проблеме. Слишком многие драконы, да и сам их образ в целом, стали напоминать не могучих змиев, а просто эльфов, которые умеют превращаться в ящеров. «Драко'дорай»? Когда вы вспоминаете Алекстразу, вам в голову приходит её истинное или эльфийское обличье?
Взгляд на большинство иллюстраций как раз создает впечатление какой-то эльфийки-перевертыша, а не бога-дракона. Они слишком часто пребывают в смертном обличье, их Храм Драконьего Покоя аналогично не выглядит обустроенным именно для драконьих масштабов (хотя его построили именно для этих ящеров): поэтому у нас и получались сцены вроде той, когда Владыка Смерти душил "хваткой смерти" бронзового дракона в облике гнома, в том самом храме (это из истории о его новом драконе-зомби).
Такую Алекстразу мы видим реже. Обложка второго выпуска журнала World of Warcraft от Raymond Swanland. |
Когда Blizzard перестала нанимать Ричарда, персонажи-драконы из романов попали в руки Кристи Голден.
«А я думал, что ты уже убила всех персонажей… О, подожди-ка. Только моих. =)»
Тогда эта проблема стала еще заметнее. Ричард боготворит драконов и относится к ним с каким-то трепетом. У Кристи такого пунктика нет, поэтому она и описывала драконов как особенно спесивых эльфов или добрых людей, ибо такую заготовку ей и вручили. Тут и стала заметна еще одна комичная деталь: её в Warcraft привнес Ричард, а не Кристи, но именно при ней деталька сдетонировала...
...Любовные истории про смертных и драконов. Это не только менее популярный аналог тропа в духе «человеческий мужчина влюбляет в себя эльфийскую женщину», которого в Warcraft целый вагон. Это и… о чем, к счастью, мало кто знает, целый поджанр романтического (и эротического) фэнтези. Точно так же, как есть истории про мачо-вампиров, есть целый стеллаж книг про древних драконов, которые ищут себе возлюбленную для игр с плеткой на всю оставшуюся жизнь. Драконы эти, конечно, умеют перевоплощаться в людей, и 99% времени проводят в виде красавцев со стальным прессом, а их любимой становится обычная Мэри из соседнего подъезда.
Эту идею косвенно привнес нам Ричард: вспоминаем Тири и Джорада. Но поскольку автор к ящерам относился трепетно, то всё либо останавливалось на флирте, либо сохранялась стать эльфо-... драконов. Дело в том, что несмотря на всю свою странность, кнааковские драконы всё-таки работали в его книгах. Это с него началось их превращение в эльфов, но он всё-таки придавал им дополнительный лоск величественности, таинственности и силы. Кроме того, он умеет придумывать им более интересные гуманоидные облики (иногда). Так в его авторском сеттинге у драконов в облике «эльфов» сохраняются некоторые черты ящеров, а у Малигоса в «Дне Дракона» был облик практически ледяного неруба. И это было круто.
«Тралл. Сумерки Аспектов». От другого автора бестселлеров по версии New York Times. |
Кристи же пришлось просто работать, с чем дали, так что у неё драконы получлись обычными двуногими гуманоидами с зельем перевоплощения в ящерицу. Особенно, когда речь шла о любовных линиях. Отсюда и специфический роман Джайны с Калеком, и подход, который привел нас к сценам вроде этого момента из "Тралл: Сумерки Аспектов" (2011):
«Алекстраза наклонилась вперед. Их губы встретились. Так мягко и сладко. Одно из великолепных удовольствий эльфийских обличий, которые было так приятно принимать им обоим, заключалось в том, что кожа была куда чувствительнее к любящему прикосновению, чем чешуя.»
Поэтому не думаю, что мы бы увидели такую сцену от Ричарда. Но корнями она таки уходит в его наследие.Из манги «Крылья Тени», второй том (2011).
Синий дракон Тиригоса прощается с Джорадом. Таки началось всё с Ричарда. |
Вдумайтесь. Здесь такой недостаток фантазии. Они родились драконами, а не людьми. Почему им вообще должно быть приятно наличие чрезмерно чувствительной кожи? Может, такая кожа вызывала бы у них ощущение незащищенности и хрупкости? Почему им нравится близость в гуманоидном облике? Может, это как если бы мы находили брачные игры муравьев эротичными? Может, эльфы на взгляд драконов могли бы быть не красивее мартышек?
Впрочем, с тех пор дела пошли лучше. Эльфиек стали сватать не только с людьми, но и, вы не поверите, эльфами. В возвращении Изеры сделан акцент на том, что она могучий дракон (с густыми бровями~).
Шутки шутками, но этот ролик был и эпичным, и трогательным. |
И, конечно, штормовые драконы Штормхейма! Вот это настоящие змии! Никаких превращений в смертных, и они хорошо передают типаж мудрых драконов со звериными повадками. В этом плане еще можно дать поблажку драконам пустоты из TBC: они таки редко превращались в людей и были несколько, простите за каламбур, нелюдимыми.
А вот Смертокрыл… тема для другого раза. В Cataclysm его сделали крутым злым драконом, но редко вспоминали про его мозги. Так что спорно.
Дополнение: Предлагаю взглянуть на рассказ «День Обличья» от Стива Денузера из сборника «Повести и народные сказки Азерота» (2021).
• Вот как Хроми отвечает Ноздорму на вопрос важности Дня Обличья:
“День Обличья демонстрирует, что вы с другими Аспектами доверяете мне принять облик представителя одной из рас смертных и ступать среди них. Чем лучше я смогу понять их, тем лучше смогу помочь им узнать нас, драконов. Вот почему так важно выбрать правильное обличье. Я хочу, чтобы они видели во мне меня, а не просто чешую и и клыки, что я ношу.”
• А вот что про эту церемонию говорит уже сам Ноздорму:
“С тех пор, как мы, Аспекты, впервые осознали, что нашему роду суждено разделить Азерот с молодыми расами, каждый из нас принял облик, позволивший нам видеть мир так же, как они. Не менее важно, что облик демонстрирует и то, как они воспринимают нас. Хочешь ли ты, чтобы они видели в тебе мудреца, который заслуживает доверия? Тирана, которого нужно бояться? Ты будешь отстраненным и равнодушным или приветливым и щедрым? Это глубоко личный выбор, и он многое говорит о том, кем ты являешься как дракон.”
Думаю, что концепция Дня Обличья — это апогей развития драконов в качестве фактически людей-перевертышей. В их культуре настолько важно принимать смертный облик, что у них есть специальный праздник, некий аналог бар-мицвы, во время которого они выбирают свой основной смертный облик, который лучше всего передает их личность. Хотя раньше складывалось впечатление, что хотя драконы выбирают гуманоидный облик из личных предпочтений, в этом решении нет такого веса. Да и вообще часто приходится просто выбирать облик необходимый для выполнения текущей задачи, и таких обликов у одного дракона может накопиться много: так согласно второму тому “Хроник” (2017) Смертокрыл принял облик орка, чтобы разузнать больше об Орде.
Похоже, рассказ продвигает идею того, что каждый дракон в какой-то период своей жизни, наверное, некоторое время живет среди смертных. Иначе зачем это всё? Опять-таки раньше не создавалось такого впечатления. Ведь у Стай Драконов есть задачи, возложенные на них еще титанами. Может, какие-то из них никогда и не имели необходимости принимать смертный облик, поскольку их миссия не подразумевала встреч со смертными.
Раньше я не думал, что взаимодействия со смертными (причем еще в старые времена) были у драконов настолько важным и частым элементом, что для них нужна особая церемония в жизни каждого дракона. И почему облик смертного позиционируется как нечто, обязательно передающее их внутренний мир? Это не спесь по отношению к смертным, которые не выбирали свои тела? Наверное, нет. Но все равно странно. Ведь это все равно говорит о том, что они мыслят настолько схоже с людьми: вплоть до стандартов красоты.
В принципе, думаю, что День Обличья был придуман, главным образом, ради демонстрации того, какой Азерот инклюзивный мир на примере Хроми. Почему бы и нет. Можно ли было рассказать историю с той же моралью и тем же персонажем в главных ролях, но с концептом, который был бы логичнее в плане миропостроения? Наверное. Но да ладно.
Кстати. Это материал из книги сказок. Возможно, какие-то детали этого праздника в реальности несколько отличаются от тех, что описаны в сказке? Ненадежный рассказчик и всё такое. Хотя было бы странно, ибо обесценило книгу.
Под конец предложу альтернативную точку зрения. Учитывая то, что драконов благословили титаны (вполне гуманоидные, когда они не звездные туманности), в повороте со Днем Обличья есть свой стиль.
От «эльфийского проклятия» драконам Warcraft уже не избавиться, но если в сюжете делать больший акцент на их истинной природе и чаще показывать их в облике ящеров, то станет уже гораздо лучше. В принципе, иногда разработчики с этим справляются и сейчас. Но удастся ли им сделать образ драконов лучше? Чтобы он вызывал в голове картину вроде этой?
Фан-арт сцены благословения Нордрассила Аспектами от breathing. |
Поживем-увидим. И в конце концов, драконы — вымышленные создания. Творения воображения. Кому-то нравятся злые хищники. Кому-то жадные хранители сокровищ. Кому-то романтичные перевертыши. Кому-то ящеры-боги. Кому-то таинственные стражи.
Но опять-таки всё это сводится к вопросу того, должны ли разнообразные вымышленные существа (от драконов до Древних Богов), если убрать с них всю внешнюю мишуру, быть просто такими же людьми как мы, или им нужно обладать каким-то специфическим мышлением? Опять-таки каждый автор решает сам. Не говоря уже о вопросе того, насколько вообще реально человеку придумать, по-настоящему, не-человека в своем мышлении?
Спасибо, что прочли этот выпуск, и до встречи в следующих! *)
Комментариев нет:
Отправить комментарий