вторник, 6 сентября 2022 г.

Кольца Власти: мнение про первые серии

Кольца Власти: мнение про первые серии, изображение №1

Впечатления от первых двух эпизодов сериала “Кольца Власти” от amazon, немного об особенностях его создания и новостях вокруг него. Без крупных спойлеров.

Всего серий будет 8, и выходить они будут каждую неделю, так что одним махом всё посмотреть можно будет с 14 октября. Примерно тогда же начнутся съёмки второго сезона, который одобрили еще до премьеры сериала. Дальше amazon пока не загадывает, но они купили материал на 50 часов, а сценаристы придумали сюжет на 5 сезонов: мол, некоторые вещи из первого сезона получат настоящую развязку только в пятом.

Как и в случае с “Фантастическими Тварями”, здесь я абстрагировался от первоисточника. Потому что иначе получить удовольствие от просмотра проблематично: я просто смотрю на такие вещи как на более вольные адаптации, живущие по своим правилам. В случае “Колец Власти” тут и столетия событий сжатые до считанных лет, и множество оригинальных персонажей, и разнообразие ради разнообразия. Так что противоречий канону слишком много, чтобы делать на них акцент сейчас.

Немного предыстории. Зачем этот сериал вообще сделали? Amazon нужен хедлайнер для своего стримингового сервиса: высокобюджетное фэнтези, “Игра Престолов” новой декады. А “Властелин Колец” — мощнейший бренд для такого предприятия. Amazon отдал за права на съемку 250 миллионов долларов, сумму, далеко превосходящую ставки HBO и Netflix, которые тоже были заинтересованы в этом бренде. Собственно, даже “Поместье Толкина” вместе с Warner Brothers ожидали совершить сделку за куда более скромную цену: 50-70 миллионов.

Но про что конкретно снимать сериал? Вопрос упирается в авторские права: у amazon есть права на использование книг трилогии “Властелин Колец”, “Хоббит” и приложений к книгам. Но Война Кольца и приключения Бильбо по понятным причинам пока отпадают: экранизации Джексона еще свежи в памяти. Локальные истории вроде “Детей Хурина”, пусть даже и не соответствуют желаемому эпическому масштабу все равно аналогично отпадают: прав-то нет. Ответом мог бы стать эпос “Сильмариллион”: там размах событий даже больше, чем в Войне Кольца. Но, увы, на это дело прав нет.

Есть права на приложения! Из упоминаний событий и персонажей в приложениях, своего рода хронологии Средиземья, и собрали материал для “Колец Власти”. Сериал начинается с упоминаний событий “Сильмариллиона”: гибель великих древ от рук Моргота.

Древа Валар
Древа Валар

Изначально я не очень следил за новостями по сериалу, но увидев промо-кадр с древами, прям дал волю фантазии. Подумал, что сериал будет как раз про войну с Морготом, предшественником и старым боссом Саурона. Представил себе того, как демоническая гигантская паучиха Унголиант высасывает энергию из древ, и последующую битву отряда огненных балрогов Моргота с этой тварью. Или сцену появления солнца и луны из последних останков древ. Но права-то у amazon на приложения!

Фан-арт от CharlieBitesMe
Фан-арт от CharlieBitesMe

Так что сериал про то, как народы Средиземья противостояли Саурону, вернувшемуся после поражения своего былого хозяина. Создание колец и всё такое. А фильмов про что-то связанное с Сауроном я уже шесть штук видел. Увы.

Перед тем, как выскажусь о первых двух сериях: немного о главном камне преткновения вокруг “Колец Власти”. Разнообразие. Авторы решили, что представители любых рас и народов могут иметь любой же цвет кожи: такой подход есть уже во многих фэнтези-мирах. Тут и Warcraft, и сериал про Ведьмака, и новая редакция Dungeons & Dragons, и вышедший в одно время с “Кольцами Власти” приквел к “Игре Престолов”, и даже официальный сет ККИ Magic: The Gathering по всё тому же “Властелину Колец”: там чернокожий уже и сам Арагорн. Список только растёт.

Арагорн в сете MTG по LotR
Арагорн в сете MTG по LotR

Но есть ведь альтернативный вариант: можно раскрывать имеющиеся в этих сеттингах культуры народов с различными этносами (как, по иронии, было в самой “Игре Престолов”). То есть и в Средиземье можно было бы попытаться раскрыть Восток: раз уж все равно интерпретация максимально вольная. Противостояние какому-нибудь культу Саурона на Востоке. На него в последние годы стали даже больше ссылаться: тут и Дракон-Император от Games Workshop, и девушки-назгулы из Shadow of War. Такой подход был бы менее ленивым и более честным, а ещё позволил бы показать народы под пятой Саурона с другой стороны.

Кадр сцены воспоминания о прошлом сестер-назгулов
Кадр сцены воспоминания о прошлом сестер-назгулов

Но ладно. Я научился не обращать внимания на все эти около-скандальные шаги авторов: они не стоят особого внимания. Ни в положительном, ни в отрицательном ключе. Наследие Толкина, настоящего автора Средиземья, никуда не исчезнет и переживет любой сериал. Пусть американские новостные порталы сейчас, конечно, и мечутся меж двух огней: то рассказывают, что “Властелин Колец” был проблематичным, и как же хорошо, что его исправили, то кричат, что вообще-то Средиземье всегда было самым прогрессивным толерантным сеттингом в мире.

Но при этом amazon-и-товарищи не хотят экранизировать работы современных авторов, которые по этим критериям им идеально подходят. Просто потому что за этими писателями не стоит такой бренд. Можно придумать чернокожую дворфийку. Но нельзя выдать ей бороду: что было бы и канонично, и толерантно. Просто потому что лукизм.Диза, жена принца Дурина 

Диза и принц Дурин

Поведение медиа некрасивое. Могут ли при этом в дискурс ворваться реальные расисты, а не просто случайные критики сериала, которых окрестили этим клеймом? Конечно, могут. И это тоже некрасиво. Сериал вообще стал удобной целью для контент-мейкеров, которые занимаются сугубо возгонкой бомбителя на всё подряд. Поэтому в трендах либо новости о том, что перед нами величайшее кино в истории, либо худшее творение человечества со времён Warcraft III: Reforged.

Но пускай. Повторюсь, это всё неважно. Напускная драма. Особенно в реальности 2022 года, когда относительно недалеко свистят ракеты, уже сложно воспринимать тему разнообразия как самую страшную проблему в жизни. В этом контексте важно, чтобы оставалось пространство как для того, чтобы озвучивать более-менее объективную критику манипуляции корпораций без того, чтобы на тебя напали с виллами. Аналогично и в обратную сторону: чернокожий эльф — это не предвестник апокалипсиса. Новая данность индустрии.

Лучше не судить по обложке. А судят так почти все оставившие оценки на amazon. Большая часть оценок у amazon: либо колы, либо “10 из 10”. Толкинисты (при поддержке ненавистников всего разнообразного) столкнулись с самыми ярыми адептами этого самого разнообразия. Конечно, amazon считает оценки первых нападками троллей-расистов и потому остановил выдачу оценок на трое суток, но ответные десять баллов из десяти так не осуждает.

Оценки на amazon в день выхода первой серии
Оценки на amazon в день выхода первой серии

Что могу сказать? Далеко не “1 из 10”, но и не шедевр никоим образом.

Для начала, к счастью, сюжетно “Игрой Престолов” тут не пахнет, как и обещали авторы сериала. Чрезмерного насилия нет, постельных сцен нет, да и вообще это сказка о борьбе добра со злом с тремя-четырьмя сюжетными линиями: дворцовых интриг нет.

Вступительная сцена сериала очень мощная, не уровня истории Саурона из “Братства Кольца”, но всё-таки достойная и хорошо задающая тон сериалу. Другое дело, что там снова про Моргота, про события, про которые было бы куда интереснее взглянуть в кино-формате. Но у нас снова Саурон и его расплодившийся оркский зоопарк. 

Саурон в окружении орков
Саурон в окружении орков

Графически сериал очень хорош. Таки видно, что перед нами самый высокобюджетный сериал в истории. Пейзажи прекрасны, пусть местами и ощущается нехватка живых декораций городов и живой же природы, к которой приучили кадры с Новой Зеландией из трилогий Джексона (хотя в сериале тоже есть кадры оттуда, но почему-то ощущение все равно остается). Да, у меня всё еще остались вопросы к некоторым костюмам фильма и их дизайну: но в кадре практически все наряды выглядят достойно. Особенно меня впечатлила сцена отплытия эльфов в их вечную страну и последующее падение звезды… которое практически копирует сцену и сюжетную фабулу падения Тираэля в Diablo III (то синематик WotLK в “Игре Престолов”, то Душа Дракона из 4.3 в качестве спасения героев в “Мстители: Финал”, а теперь это).

В принципе, дизайн в сериале не копирует трилогию нулевых, но явно оглядывается на неё в каждом втором решении. Некоторые визуальные решения будто вдохновлены видео-играми: речь не только про «Тираэля», но и даже про Кхазад-дум, напоминающий руины дворфов в Dragon Age: Inquisition.

Корабль эльфов плывет на Запад
Корабль эльфов плывет на Запад

Но у меня всё же есть один-единственный вопрос к графической составляющей фильма. Зачем там отсылки на классические картины? 

Кольца Власти: мнение про первые серии, изображение №10

«Апофео́з войны́» Василия Верещагина, но с золотыми шлемами вместо черепов.

Галадриэль складывает шлемы убитых товарищей после битвы
Галадриэль складывает шлемы убитых товарищей после битвы

Вторая серия не отстает. «Плот «Медузы»» от Теодора Жерико (или, возможно, вдохновлялись другой классической картиной по этой же легенде).

Кольца Власти: мнение про первые серии, изображение №12

Причем, эта картина еще указана как один из источников вдохновения Diablo IV.

Жертва кораблекрушения протягивает Галадриэль руку помощи
Жертва кораблекрушения протягивает Галадриэль руку помощи

Не поймите неправильно, это не выглядит пошлым как в фильмах Зака Снайдера, просто я не очень вижу смысла в таких отсылках. Хотя если в каждой серии Галадриэль будет героиней всё новой картины из шедевров мирового искусства: почему бы и нет? Вот вам и узнаваемая фишка.

Прото-хоббиты с повадками луговых собачек получились любопытными, про людей пока ничего толком не скажешь, но зато эльфы выглядят просто как люди и люди: какой-то особой стати как в фильмах Джексона у местных эльфов не наблюдается. Гномы удались на славу, но это еще и заслуга саундтрека и пейзажей города, о чем расскажу чуть позже (и таки актеры гномов были более экспрессивными).

Мохноно́ги
Мохноно́ги 

История вроде и интригует, но фактически является вольным повторением сюжетных идей из Войны Кольца, только всё подается более в лоб: конфликт света и тьмы, выбор между добром и злом, выбор между столкновением с жестокой реальностью и зарыванием головы в песок. Так что много клише. А ещё сериал движется очень-очень медленно: поэтому советую смотреть в расслабленном состоянии и не ждать в первой паре серий больших сражений. Лучше запастись чаем и делать паузы раз в 20-30 минут. Я так и делал. *)

Абзац со спойлерами. Сюжетных линий пока четыре: Галадриэль преследует Саурона, попадая в одну передрягу за другой. Элронд отправляется за помощью в создании великой кузницы к другу Дурину, принцу гномов. Девушки-заменители Фродо и остальных хоббитов находят Тираэля: наверное, это будет какой-нибудь Том Бомбадил или Гэндальф, или один из Синих Волшебников, или даже Саурон (такой внезапный поворот в атмосферу сказки слабо вписывается, но огонь его метеорита не обжигал прото-хоббитов). История про эльфа-сторожа, влюбленного в знахарку из деревни людей. Сын знахарки находит меч с символом Саурона, который шепчет ему что-то и ведёт себя аки Кольцо Всевластья.

«Меч Всевластья»
«Меч Всевластья»

 Есть проблема: слишком много случайных совпадений, которые двигают сюжет. Очень напоминает трилогию сиквелов “Звёздных Войн”, но тут я готов это стерпеть: мол, сказка и встречи, предначертанные судьбой. Но всё-таки это лениво.

А ещё странные аспекты хоррора в паре сцен, ибо сам по себе сериал более сказочный, чем трилогия нулевых. Внезапные прятки от орка в шкафу.

Так что чего-то, действительно, оригинального в сериале пока не видно, да и в сравнении с первой трилогией Джексона ему уж никак не выиграть (а вот с “Хоббитом” по ряду аспектов, может, что и да…).

Музыка классная. Вступительную тему написал сам Говард Шор, композитор фильмов Джексона о Средиземье. Остальной саундтрек подготовил Беар Маккрири, известный по играм серии God of War и фильму “Годзилла: Король Монстров” (гениальный саундтрек которого я рассматривал отдельно). Амплуа Беара — экшеновые и бодрые треки с мощным хоровым пением, которые передают определенную атмосферу или историю. Поэтому они хорошо выделяются на фоне конвейеров Two Steps From Hell или Audiomachine (аналогично можно сравнивать треки “Короля Монстров” с “Годзиллой против Конга” от уже другого композитора).


Так что Беару успешно удалось создать саундтрек, уподобленный работам Ховарда. Но он просто звучит как фантазия на ту же тему, как что-то сдержанное. До тех пор, пока Беару не удается сыграть козырным хором: в темах Саурона и гномов (или дворфов, или дварфов: как вам больше нравится). Музыка гномов из второй серии звучит невероятно круто, и я переслушивал её уже раз десять. А в сериале её включили под пролёт в дворфийском городе… с деревьями и реками! Просто вау. Саундтрек, пейзажи и операторская работа очень вытягивают сериал.

Кхазад-дум
Кхазад-дум

А вот к актёрской игре есть несколько вопросов: части персонажей не хватает эмоций. Пока не знаю, проблема ли это самих актёров, или им режиссёр выдал такое задание. Но ставлю скорее на второе.

Я могу понять такое решение с Галадриэль в данной интерпретации, но вот чернокожий эльф в исполнении Исмаэля Крусобе Кордова обе серии не снимал кирпич с лица. Зато София Номвете в роли Дизы играет очень живо, хотя персонаж и одно большое клише. В принципе, за героями следить интересно, но никто из них не зацепил меня настолько сильно, чтобы выделить отдельной строкой. И таки тема с романом ранее неизвестных эльфа-сторожа и знахарки очень попахивает аналогичной историей с влюблённой в гнома эльфийкой, которую для любовной линии придумал Джексон. Опять-таки, если эльф снимет с лица кирпич, то и ладно. Хотя пока этот кирпич сюжетно и обоснован: радоваться ему нечему.

Знахарка, эльф-сторож и нашедший осколок проклятого меча сын знахарки
Знахарка, эльф-сторож и нашедший осколок проклятого меча сын знахарки

А ведь качество саундтрека и пейзажей не просто спасает сериал, но и ещё сильнее подчеркивает его слабые стороны вроде простоты сюжета и персонажей с каменными лицами, ведь контраст получается совсем забористым. Можно вспомнить "Дюну" с не менее сильной ставкой на музыкальное сопровождение и завораживающие пейзажи: только там высокую планку поддерживали все аспекты фильма.

Кадр из трейлера
Кадр из трейлера

Итог. Мне первые серии понравились, но я смотрел их в медитативном спокойствии и делал паузы каждые 20-30 минут. Сериал очень специфический, для меня его вытянули художники и музыканты. Могу ли порекомендовать первые две серии и поделиться с вами энтузиазмом на следующие? Если вы ждёте четкого следования мифологии Толкина, то смотреть тут не на что. Но если спокойно относитесь к чернокожим эльфам и дворфам в кадре: можно попробовать. Ради пейзажей и саундтрека рискнуть можно. Но это при условии, что вы перевариваете затянутое кино, ибо перед нами безбожно запущенный случай этого дела.

В деле о “Кольцах Власти” я скорее за, чем против: но повторюсь, сериал не предлагает ничего нового, и не посмотрев его, вы ничего не упустите. Возможно, он поможет вам снова ощутить магию Средиземья (или сделать это в первый раз), или нет: и вы будете плеваться кислотой. Многое зависит от изначального настроя. Так что закончу советом: пусть он у вас будет нейтральным. *)

Комментариев нет:

Отправить комментарий