Вот я и прошел Legacy of the Void, последнюю часть трилогии Starcraft II, пусть и с запозданием. И сегодня я хотел бы поделиться с вами мнением о её финале, да и о всей трилогии в целом.
Неприлично большое предисловие
Этот выпуск входит в серию обзоров с сугубо моим личным мнением, которое я никому не навязываю. Так что нет ничего страшного в том, если вы будете несогласны с чем-то в этой статье.
Для начала поделюсь своей историей знакомства со Starcraft, она может помочь понять вам, почему я отношусь к саге именно так, а не иначе. Мое знакомство со Starcraft началось до выхода второй части саги, но и значительно позже релиза оригинала, к тому моменту я уже до дыр прошел все части стратегий Warcraft. И первый Starcraft мне ужасно понравился - с графикой я свыкся быстро, да и управление в игре до сих пор не ощущается устаревшим, не в пример Warcraft II, в который многим игрокам уже просто неудобно играть после того прорыва в RTS, что сделало sci-fi детище Blizzard. В оригинале радует абсолютно всё: игровой процесс как таковой, хороший саундтрек и интересная сюжетная кампания со вполне качественными для своего времени катсценами. А уж продолжение истории в Brood War вообще оставило неизгладимое впечатление. Так что после грандиозного анонса сиквела о секторе Копрулу в 2007 году у меня сразу же определилась самая ожидаемая игра, которой она и оставалась вплоть до своего выхода. А релизный трейлер утроил все мои ожидания, так что за коробкой с игрой я помчался уже в день её выхода.
И вот какое дело, Wings of Liberty мне понравилась, более чем. Кампания была богатой: множество оригинальных заданий, интересный сюжет, карты с обилием визуальных деталей и впечатляющие катсцены. Но оставалось странное чувство, что я ожидал от кампании чего-то другого. Конечно, часть этого ощущения - заслуга трех лет ожидания, которые подняли мою планку качества до запредельных высот. Да и время - такая штука, сами знаете. То, что безумно нравилось несколько лет назад - не всегда также впечатляет сегодня. Под это же подпадает фактор “первой игры”, как я его про себя называю. Человеку бывает сложно привыкнуть к чему-то новому и отдать этому новому предпочтение взамен старого и любимого, пусть даже новое ничем не уступает старому. Это вполне естественно, так уж мы, люди, устроены. Тоже самое и с играми. Уверен, многие из вас не раз и не два встречали реплики вроде: “Morrowind/ Герои 3/ WoW: TBC - лучшая часть серии, все следующие - пустышки и мусор.” Ясное дело, далеко не всегда за каждым таким высказыванием кроется именно эта мотивация, но все равно часто. И об этом мы еще вспомним, но позже.
Фактор “первой игры” в этот раз меня обошел стороной, да и со своими ожиданиями я разобрался. Но важнее всего для меня здесь не они, а другая деталь. Starcraft II рассказывает уже не ту историю, что была в первой части. И если принять это за данность, то многое сразу же встает на свои места.
И тут я заранее сделаю еще одну оговорку. Я постараюсь судить Legacy of the Void не слишком строго еще по одной причине: в этом выпуске будет и без того такой взгляд на сюжет игры, который может показаться слишком критическим. И в свое время я не садился также думать над ошибками или огрехами повествования того же Brood War или Warcraft III. Всё-таки, если быть честными, то стоит признать, что и в признанной классике Blizzard можно найти к чему придраться. Но возвращаясь к предыдущему пункту, это и правда, уже другая история.
Игромеханики я тоже особо касаться не буду, хотя в свое время я ждал от второй части Starcraft серьезных нововведений в сетевой игре. И я до сих пор считаю, что к этому вопросу разработчики могли бы приложить больше фантазии, но понятное дело, что факторы вроде кибер-спорта заставили их пойти по другому пути.
Первая великая война
Вспомним, что из себя представлял сюжет первой части саги. В оригинальном Starcraft столкнулись миры трех абсолютно разных рас. Начнем с терранов. Это потомки заключенных, мутантов и других не самых приятных личностей, сосланных с Земли куда подальше, и волею случая оказавшихся в злосчастном секторе Копрулу. История терранов рассказывает о революции и жестоком предательстве, которые пришлись как раз некстати: в это же время объявились две воинственные расы пришельцев. Главные герои истории людей: харизматичный лидер террористов-повстанцев Арктур Менгск, верный ему солдат-телепат Сара Керриган, и, конечно, Джеймс Рейнор, простой добродушный шериф, втянутый в межпланетный конфликт, который еще только-только начался. Рейнор и его подчиненные - ребята, без сомнения, хорошие, но у человечества как такового полно скелетов в шкафу. И у грядущей революции есть множество оснований среди тайн этих шкафов, но кто сказал, что после неё будет лучше?
“В тот день началась наша революция - в день, когда Менгск убил всех на целой планете и объявил это правосудием.” - Джеймс Рейнор
Вторая часть пьесы отдана зергам. Зерги - раса этакой эталонной космической саранчи, сжирающей всё на своем пути. После себя они оставляют лишь пустоши, забирая в свой ужасающий Рой, любые достойные генетические материалы, ведущие их на путь совершенства. Но вот в чем дело. У Роя есть разум, единая и несгибаемая воля, которая ведет его на протяжении столетий. И разум этот отнюдь не простой разум зверя, которого волнует простое выживание его космической саранчи. Наоборот, этот Сверхразум ведет высокая цель. Считается, что эволюцией ведет принцип выживания. Но у древнего и высокоразвитого Сверхразума иное мнение, он стремится к совершенству своей расы в мечте создать “Идеальный Рой”, и именно это желание свело его с терранами.
“Дети мои, час нашей победы близится. Ибо на этом мире под названием Айур мы примем в свои ряды сильнейший из известных видов. Тогда мы станем величайшими детьми творения. Мы станем… совершенными.” - Сверхразум
Не считая Сверхразума, единственными по-настоящему разумными представителями Роя были церебралы, по сути, все равно бывшие проводниками воли своего творца. Но к ним присоединяется наша старая знакомая Керриган, брошенная Менгском и ставшая жертвой Роя. Теперь она уже совсем другой “человек”, отныне тоже живущий ради исполнения воли Роя.
И третья раса - протоссы. Это могущественная цивилизация, значительно опережающая человечество в технологиях, а также объединенная Кхалой, телепатической связью, позволяющей протоссам ощущать эмоции и переживания друг друга. Не смотря на всё это, их общество кастовое, а философские уклады в нем твердые и почти фанатичные. Такое вот странное сочетание ярого религиозного пыла с высокими технологиями, братства, дарованного Кхалой с системой каст, а также мрачного и закостенелого Конклава с доблестными тамплиерами, ставящими честь превыше всего. Причиной вмешательства этих детей Айура послужили зерги. Протоссы без колебаний выжгли планету Чау Сару до тла вместе со всеми её жителями, чтобы уничтожить планетарную инфекцию. В свою очередь, протоссы, Первророжденные, и есть конечная цель Сверхразума. Они вторая половинка воплощения совершенства зел’нага, расы их общих предтеч, которая и дарует Рою долгожданное совершенство. Главный герой этой заключительной части конфликта - Тассадар, уважаемый всеми тамплиер, который на проверку оказывается куда менее жестокосердным и более открытым во взглядах, чем бы хотелось Конклаву, чьим голосом выступает Алдарис, просто старающийся хорошо исполнять свое дело. Впоследствии к их компании присоединится Зератул, представитель другой цивилизации протоссов, отринувшей Кхалу, и считающейся еретиками, достойными висилицы, на Айуре. Зератул оказывается куда ближе к тамплиерами и даже людям, чем может показаться по страшным сказкам Конклава.
“Алдарис, я подчинюсь правосудию Конклава. Но знай, если бы перед мной снова встал тот же выбор, я бы с уверенностью сделал его. Я пожертвовал всем этим, чтобы наш мир смог выжить. Я запятнал свою честь, отбросил свой ранг и статус и даже нарушил одну из наших самых древних традиций. Но не думай, что я даже на мгновение пожалел о содеянном. Ибо я тамплиер, и выше всего для меня - клятва, которую я дал. Я поклялся защищать наш родной мир до самого конца.” - Тассадар
Вот такую простую, но отлично реализованную формулу нам подарил оригинальный Starcraft. Но это было только начало. Тассадар героически пожертвовал собой, покончив со Сверхразумом раз и навсегда, но сектор Копрулу всё также оставался в хаосе. Из пепла Конфедерации поднялся Доминион терранов, которым правит император Арктур Менгск. Его Доминион, как все вскоре поймут, такой же гнилой и лживый в своей верхушке как и его предшественник. Рейнор же не забыл и не простил предательства Арктура. Что же до протоссов, то хоть они и обезглавили Рой, последний всё еще оставался смертельной угрозой, подчинившей их родной мир. Поэтому Зератул направляет выживших кхалаев к своим родичам, темным тамплиерам, давным давно изгнанным с Айура. И пока протоссы двух очень разных, но в то же время близких идеалов пытаются как-то ужиться вместе, немногие разумные зерги пытаются обуздать озверевший Рой. Церебралы пытаются восстановить старый порядок вещей, а Керриган, о, её планы куда амбициознее и хитрее. И из-за них Война Выводков превращается в драматическую историю не только о дружбе и чести, но и о предательстве, и жестоких ударах в спину. А ведь в Копрулу как раз появляется флот людей… с Земли, с не менее амбициозными планами, флот, не желающий мириться с неповиновением потомков убийц и диссидентов, а также разномастными инопланетянами. А на далекой Темной Луне, некто, известный как Самир Дюран творит ужасные эксперименты, которые обещают сотрясти всю галактику в совсем скором будущем.
“Это существо - завершение цикла. Его роль в космическом порядке вещей была предопределена, когда звезды были еще молоды. Узри кульминацию вашей истории.” - Самир Дюран
StarCraft II
Вот мы и вспомнили основные вехи повествования сюжета оригинала, и как раз они помогут объяснить, чем отличается история продолжения саги.
Wings of Liberty
Blizzard знатно подготовились к выходу сиквела. Кроме всего прочего, были выпущены книги, комиксы и манга. Романы, как это обычно бывает, вышли на любителя. Одни были получше, другие похуже. А вот комиксы и особенно манга прекрасно воссоздавали атмосферу знакомой вселенной, а за ними это же смогли сделать и большинство официальных рассказов.
Сам дизайн юнитов, зданий и персонажей заметно изменился. Кто-то может обвинить его в излишней схожести с Warcraft, но как по мне, стало только лучше, хотя ставшие гигантами десантники по понятным причинам не всем пришлись по вкусу.
Хотя и я считаю одно нововведение несколько сомнительным - обилие роботов и трансформеров. Нет, конечно, всё это круто. Но чем дальше в лес, тем больше появлялось таких новых юнитов. Но к счастью, до совсем смешных пропорций дело не дошло. Понятно, откуда растут ноги этого нововведения. Трансформеры - одна из любимых франшиз Метцена, и он даже был приглашенным автором одного комикса про этих роботов.
оф. арт от Mr. Jack
“Крылья Свободы” распустились четыре года спустя Войны Выводков. Керриган, Королева Клинков, победившая всех противников и союзников, ушла в тень после этой войны, ощутив довлеющее пришествие чего-то неведомого. А с ней к этому начали готовиться и зерги. Протоссы пытаются уживаться вместе в новом обществе, объединяющем Кхалаи и Неразим. Доминион же за четыре года стал внушительной силой, к чьим взглядам на мораль и борьбу с оппозицией позавидовала бы и Конфедерация. С этой несправедливостью и борются Рейдеры Рейнора.
И где же, спросите вы, отличия от оригинала? Одним из наиболее заметных я бы назвал любовную линию между Сарой и Джимом, ведь в оригинале они были просто друзьями. Хотя уже в романе 2001 года “Крестовый поход Либерти” начали появляться намеки на то, что за дружбой могли скрываться и другие взаимные чувства.
И если первая часть кампании посвящена обещанной борьбе с Доминионом и попытке свергнуть Арктура с императорского престола, то вторая уже превращается в охоту за артефактами ради спасения Керриган.
И наконец переходя к более серьезным различиям в сюжетах. WoL задает общий тон всей трилогии, и уже в первой её части становится понятно, что это совсем не та история, в которой есть место предательству вчерашних друзей или совсем сложным самокопаниям персонажей и их конфликту друг с другом. А пророчество Зератула говорит и о том, какой должна быть концовка: терраны, протоссы и зерги должны объединиться против некоего Темного Голоса. Пророчество, объединение трех рас против воплощения зла?
Да, это прямо Reign of Chaos какой-то. И лично я ждал очередных хитрых планов от Керриган с войной всех против всех, а не переложения основы RoC в сектор Копрулу. Но должен признать, что авторам удалось вписать такой сюжет в Starcraft настолько органично, насколько подобное развитие событий вообще можно было вписать, но вряд ли игроки ждали именно такого сюжета от новой трилогии. Плюс, идея пророчества тоже смотрелась немного странно на общем фоне sci-fi, хотя, конечно, чарующее присутствие Зератула позволяет это легко стерпеть.
Персонажи Гипериона вышли объемными и, в общем, в их мотивы и чаяния можно поверить. Это же касается и остальных терранов. А про Зератула мы уже вспомнили: он вовсю занят таинственным пророчеством, о котором он изъясняется с должной долей загадочности, а в оставшееся время он просто эпично сражается и пользуется трюками неразимов.
А вот зерги тут стали явным слабым звеном. Концовка Brood War ясно дала понять, что Королева Клинков ушла в тень только затем, чтобы набраться сил и воплотить свой новый коварный план, а также приготовиться к пришествию грядущей бури. К тому, что Рой не раскис с годами нас готовил и сопутствующий печатный материал. Романы и манга давали понять, что Королева Клинков не лишилась даже капли былого пыла. И может вы помните этот трейлер для зергов 2008 года?
“Последняя метаморфоза” - звучит внушительно и многообещающе. Но что же в итоге? На протяжении WoL Керриган предстает фаталисткой, которая смирилась с судьбой и неминуемым поражением всего живого, включая свой Рой. Она пытается узнать больше о пророчестве и шлет свои легионы на Доминион, но для неё это лишь лебединая песня, попытка, так сказать, повеселиться на полную катушку перед забвением. И этого ли было ожидать от старой-доброй “Королевы-стервы Вселенной”, которой она сама себя прозвала?
“Считай, что сейчас я уже Королева-стерва всей Вселенной. И все ваши маленькие солдатики и космические корабли уже не встанут у меня на пути.” - Сара Керриган
Такая перемена сюжетно объяснена печатью влияния Амуна, чья скверна осталась в зергах. Плюс, CGI-ролик схватки Керриган и Зератула очень красиво обставляет эту позицию Сары. То есть нельзя сказать, что тут есть реткон. Но такая Керриган уже скучнее той, с которой мы были знакомы раньше. И от последней метаморфозы, чем бы она ни была, уже явно успели отказаться к релизу WoL. Или её стоит воспринимать как метафору. Кстати, о ретконах. Внезапно, ключевые мотивы, которыми лично Сверхразум делился со своим новеньким церебралом под управлением игрока в первом Starcraft оказались не совсем правдивыми. Согласно канону SC2, Сверхразум вели не собственные амбиции и мечта создать совершенный Рой, а навязанная ему воля Амуна, превратившая его в заключенного внутри собственного сознания. Не самый лучший реткон, как мне думается. Хотя опять-таки сами речи лидера зергов можно и не считать подвергшимися реткону, мол, внешний фасад его личности и мотивов, во многом, диктовался внутренней директивой Амуна и собственным подсознательным сопротивлением, которые и формировали его цели. Так что и Керриган он, на самом деле, завербовал по другой причине - чтобы с её помощью освободить зергов и остановить темного бога.
И если подвести итог, то не считая диалогов в стиле голливудских блокбастеров, ретконов и разросшейся любовной истории с почти полностью превратившимся в ковбоя Рейнором, то всё отлично. Всё-таки у Blizzard немного изменился подход даже к роликам. Они, как и прежде великолепны - это уже стало константой. Но вряд ли мы еще увидим что-то вроде печальной истории Мариуса или минорного интро Brood War в будущем. В любом случае, весь SC2 и WoL, в частности, - богатая игра, видно, что это был серьезный долгострой, в который было вложено очень много времени и труда.
Heart of the Swarm
Продолжение я ждал уже не так сильно, потому что уже прекрасно осознавал примерный ход сюжета: Керриган возвращает себе Рой, убивает Менгска, ведет Рой искать Амуна; а потом уже финал с протоссами в главной роли, который будет вертеться вокруг непосредственной войны с Амуном. А как иначе? Зератул увидел откровение будущего у останков Сверхразума и понял, что Королева Клинков должна выжить. А значит она должна стать ключом к победе над падшим зел’нага, а её бывшие союзники и противники должны забыть былые обиды и сосредоточиться на своем истинном противнике.
В WoL повелительница зергов была не такой, как раньше, но в этом была своя загадка, да и экранного времени ей было уделено не много. А в дополнении она уже главная героиня, так что проблемы персонажа Сары ощущаются тут куда серьезнее. Объективно говоря, я вижу одну главную проблему с ней. Она стала скучнее. Той самопровозглашенной королевы вселенной больше нет: артефакт зел’нага очистил Сару от скверны. Со временем, исчезает и старая Сара, которая вновь обрела человечность. И эта новая Изначальная Керриган не так интересна, как её прошлые инкарнации. Это не означает, что её персонаж плох - наоборот, она держит планку, но, увы, все равно не на прежнем уровне.
Но и у этой инкарнации есть свои интересные стороны. Теперь в Керриган ощущается борьба человечности и сущности зерга, которой раньше не было. И сама Сара стала куда больше походить на зергов: если раньше они были просто её орудием, то теперь в ней появилось сочувствие к рою подданных, понимание его желаний и даже согласие с ним. Эта “зерговость” вместе с жаждой мести Арктуру, которая было оставила старую Королеву Клинков обеспечили налет жестокости и безжалостности новой Саре. Причем в такой степени, что до определенного момента она без лишних раздумий направляет Рой на поселения и города тогда, когда можно найти и мирный путь. И понятное дело, будучи героиней пророчества, ближе к концу кампании она и вовсе умеряет свой пыл.
Такая чехарда Сары в роли мстительницы, которая то просто сражается из необходимости и пытается спасти любимого, то готова без лишних вопросов выжигать целые планеты, вызвала смешанную реакцию у игроков. Опять-таки перемена её характера и мотивы прекрасно объяснены, но не гарантируют сопереживания со стороны игроков как к положительному герою. В конце концов, в кампании зергов Рой пусть и не представлен добрыми феями, но и антагонистами их уже тоже не назвать. Стоит отдать должное Абатуру и Загаре за то, что не дают забывать о природе Роя.
Еще одна проблема - амнезия Сары. Она не помнит ничего из того, что произошло с ней за время бытности старой Королевой Клинков. А это, в свою очередь, просто перечеркивает все нереализованные начинания зергов и планы, которые она строила последние четыре года. Это как-то уменьшает вес материала из печатных изданий, рассказывавших о судьбе зергов в промежуток между первой и второй великими воинами.
В HotS появился другой масштабный реткон - изначальные зерги. В SC1 считалось, что современные зерги происходят от очень живучих крохотных инсектоидов, обладавших гибким генетическим кодом и большой восприимчивостью к телепатическим сигналам.Обитали они на почти безжизненной поверхности мира пепла и лавы под названием Зерус. Но что мы видим в кампании? Зерус - это сплошные джунгли и заросли, полные опаснейших тварей, изначальных зергов. Это те выводки, что смогли избежать взора Амуна и с тех пор вновь заселившие планету. Многие из них разумны и очень древние. Но суть у них одна - они убивают, собирают эссенцию и выживают. Каждый изначальный сам за себя, он убивает, чтобы стать сильнее, и чтобы его не убил кто-то еще более опасный. Убив жертву, изначальный получает её эссенцию, которая позволяет ему изменить свое тело и эволюционировать. Так они быстро смогли ассимилировать виды зергов, пришедших на Зерус с Керриган.
Но можно попытаться и найти объяснение такому повороту сюжета. Зерус мог стать джунглями со временем, а инсектоидов с него мы еще просто не видели. Информация о том, что личинки ульев зергов наиболее походят именно на этих инсектоидов до сих пор осталась на официальном сайте Starcraft 2. Но все эти зерги-динозавры, придуманные Сэмуайзом Дидье, все равно остаются нововведением HotS. И всё бы ничего, сражаться с ними довольно интересно, да и идею про лужу изначальной эссенции зергов можно простить. Но я понимаю тех, кто устал от разговоров про эссенцию за эту кампанию. Хотя лично у меня они не вызвали негативных эмоций, надо признать, что с этим делом вышел перебор. Найти эссенцию, поглотить эссенцию, слабая эссенция, сильная эссенция - весь сюжет Зеруса и все его диалоги так или иначе сводятся к этому слову, особенно в речах самих изначальных зергов.
“Эссэнция - это изменение. Изменение - это выживание. Собирай и продолжишь жить. Остановишься и умрешь.” - Дехака
Сам процесс поглощения эссенции и индивидуальной эволюции у изначальных проходит за несколько мгновений после поедания мяса жертвы. У Керриган дело обстоит также, только она просто вытягивает штуку на букву “Э” молнией. Почему-то фильмы из серии “Горец” вспомнились…
С остальной частью кампании, по моему мнению, всё в порядке. Разве что я бы остановился на команде левиафана Керриган. По ряду причин, частично связанных с грызней с Games Workshop, от тех же церебралов в сюжете пришлось отказаться. Правда, не факт, что среди них еще есть выжившие. А раз кампания идет не за абсолютных плохишей, да и соблюдается формула команды советников из WoL, в которой каждый советник обладает особой ролью на корабле, то и зерги были придуманы соответствующие. И человечности им тоже не занимать - еще одна больная тема для некоторых любителей зергов.
Взглянем на команду корабля. Мастер эволюции, Абатур, быстро стал любимцем игроков за свою манеру разговаривать и общее отношение к зергам и миру вокруг. Для него важно постоянно совершенствовать Рой и поддерживать его силу. В отличие от Сверхразума, он не верит в совершенство, которое считает недостижимой и постоянно меняющейся целью. Также он презирает изначальных зергов, считая их дикими и лишенными цели. Как видите, даже у частично комического в своей бессердечности и аскетичной манере разговаривать персонажа есть определенная глубина. Но вот развития персонажей не хватает, хотя с тем же Абатуром всё просто: признай королеву существом вне своего понимания и умерь пыл. Правда, его история изначально должна была закончиться иначе - Абатур задумывался “злым” персонажем, которого Керриган бы позже убила в качестве мести за свое обращение в зерга.
Но не будем голословным, взглянем на Изшу. Её роль в сюжете очень маленькая - она служит для экспозиции сюжета, объясняет что и где происходит, да и всё. Но её немногие диалоги с Керриган о прошлом королевы и роли зергов в мире указывают на то, что на персонажа могли быть и другие планы. Так и есть, в релизной версии игры Изша - человекоподобный зерг, выведенный Керриган, и особых подробностей о её прошлом нет. Но в ранних концептах она успела побывать бывшим адьютантом-киборгом и… Амандой Хейли, человеком-псиоником из одного короткого рассказа, инфицированным Королевой Клинков. Может второй концепт еще и в силе, но упоминаний его в самой игре нет. В любом случае, Изша задумывалась сложным персонажем, плетущим интриги под носом своей королевы и лишь изображающим верность. Плюс, разработчики обещали, что она будет человечной, причем настолько, что ей начнут сопереживать не только игроки, но и сама Керриган.
Обилие таких диаметрально противоположных сюжетов, которые сменяли друг друга в ходе разработки дополнения, являются одной из причин его некоей сырости. И если от Загары мне бы хотелось просто большого развития её характера и взросления как личности, то со Стуковым у меня ступор. Мне он нравится, вроде бы с ним всё хорошо, но он практически не играет никакой роли в сюжете. Такое чувство, что если его убрать из кампании, то ничего не изменится, а всю его экспозицию по миссиям на Скайгерре можно отдать Изше. Поэтому получается какой-то фансервис: я не могу сказать, что я против присутствия Стукова, совсем наоборот, он интересный герой, но уж очень много вокруг него нераскрытого потенциала. И как на зло, не обошлось без следов предыдущих концептов разработки. Естественно, планировалось раскрытие личности Наруда бывшим консортом Керриган Самиром Дюраном. Ведь правда, учитывая историю Наруда, это упущенный потенциал. В итоге, окончательное подтверждение его бытности Дюраном вообще сделал Зератул в прологе LotV - постфактум и без всякой драмы.
Legacy of the Void
А вот и грандиозный финал трилогии. Только ему уже мало чем оставалось меня удивить - понятно, что протоссы возьмут на себя роль ночных эльфов в RoC, а закончится всё битвой всех героев против Амуна. Но и расстроить меня LotV тоже было нечем - все неоднозначные решения сюжета и дизайна второй части саги уже остались позади, вот я и решил оставить прохождение LotV на неопределенное время. По этой же причине уже поздно расстраиваться из-за ретконов или удивляться появлению Джин Грей в виде феникс… Сона Гоку в Супер Сайян форм… Но оставим эти совпадения, речь о том, что после боя Керриган с Нарудом в лучших традициях подросткового аниме, аналогичным вещам в LotV удивляться уже поздно.
Заключительная кампания за протоссов оставалась козырем в рукаве разработчиков, ведь в отличие от зергов, здесь всё проще. Протоссы уже объединились в новом обществе дэлаамов, с терранами им лишний раз воевать особой нужды нет, осталось только повести их на Амуна, по пути не растеряв всё то, что делало их протоссами. Концепцию того, как это сделать, мы уже рассматривали больше года назад. Также протоссы обладают высочайшими технологиями и красивой архитектурой, а реализацию красот их земель и смертоносности их оружия как раз лучше оставить на конец трилогии, ведь чем дальше, тем лучше графика. И в Blizzard с этим не подкачали, из движка игры выжали всё, что только можно, поэтому не только катсцены, но и сами карты выглядят прекрасно. В них очень много деталей и разных крошечных штрихов, добавляющих атмосферу: вроде новых погодных эффектов или уникальных моделей статуй, машин, деревьев и другого антуража. Правда, некоторые карты из-за этого выглядели слабее на фоне более богатых. Например, последняя миссия по защите ключа от Золотой Армады была обставлена уже не так уютно, как первые миссии на Айуре.
Отличным аперитивом перед выходом дополнения оказались видеоролик “Возвращение”, комикс “Жертва” и пачка новых рассказов о ключевых героях перворожденных в кампании. Видеоролик объясняет важность возвращения Айура для перворожденных, в комиксе демонстрируется становление Артаниса иерархом дэлаамов, а рассказы отлично раскрывают Аларака, Воразун, Рохану и падение Корпуса Мёбиуса в безумных слуг гибридов. К сожалению, игра в этом вопросе уступает рассказам, но зато вместе это позволяет хорошо прочувствовать всю картину происходящего.
Все дэлаамы - это как на подбор праведные и доблестные протоссы. В речах Артаниса много добротного пафоса и его так много, что соперником в этом искусстве ему может стать только Оптимус Прайм собственной персоной. Это понравилось не всем игрокам, но а чего еще можно было ждать от дэлаамов? Таковы протоссы, и их кампания без должной доли пафоса и демонстрации воинской чести смотрелась бы странно.
“Доверьтесь друг другу в грядущей битве. Сражайтесь вместе! Победим мы в этой битве или проиграем - она оставит след в памяти Вселенной!” - Артанис
С удивлением для себя я обнаружил, что Артанис куда харизматичнее, чем могло показаться на первый взгляд, хотя его режим Оптимуса Прайма - это зрелище явно не для всех, но мне оно нравится. Он достойный лидер протоссов и старается нести свою ношу так, как может. И ему это неплохо удается.
Пролог и вся кампания протоссов получились отличными, если свыкнуться со всеми изменениями, что произошли с серией за прошедшие годы. Хотя эпилог - это разговор отдельный. Сюжет заключительной части трилогии предсказуем, но за ним все равно интересно следить, и в него легко погружаешься - нет сомнения в том, что это военный поход протоссов. С точки зрения игрового процесса особых нареканий тоже нет. Дали возможность поуправлять материнским кораблем, а также риверами и темными архонами из первой игры. Но я думаю, что остановка на Шакурасе и Корхале могла бы быть и попродолжительнее. И миссий в стиле “разрушь четыре обелиска” как-то многовато, хотя и такие уровни разработчики старались как-то разнообразить дополнительными событиями. И немного не хватает высокополигональных моделей юнитов в оружейной, которые были в WoL и HotS. Само Копье Адуна выглядит отлично, и как раз по этой причине хотелось бы, чтобы в нем было больше комнат для исследования.
Команда Артаниса мне пришлась по вкусу больше, чем команда левиафана из HotS. Но здесь есть одна маленькая загвоздка - нехватка динамики и конфликта. Но это объяснимо, речь опять-таки о протоссах, причем о дэлаамах, которые оставили ксенофобию и узость взглядов Конклава в прошлом. Так что неудивительно, что Каракс и Воразун почти во всем всегда солидарны с Артанисом. Зато Алараку и Рохане почти всегда найдется, что противопоставить мнению иерарха, но они явно не в той позиции, чтобы их в таких вопросах кто-то слушал.
В рассказе о Воразун остро ощущается её внутренний конфликт: она хочет помочь дэлаамам и уважает их, но боится, что её народ потеряет свою культуру и идентичность в новом обществе протоссов. От этой её неуверенности в игре остались только воспоминания в диалогах, но чего уж жаловаться, в этом же самом рассказе вопрос уже и решили. Что до Роханы, то тут вопрос сложнее. Лично я думаю, что её личной глубокой привязанности к Кхале и причинам, почему именно она не может с ней расстаться, могло быть уделено и больше времени. Диалогов в которых она пренебрежительно отзывается о терранах/неразимах/чистильщиках/талдаримах, а потом через пару миссий забирает свои слова обратно и так много. Но все равно вышло неплохо и сцена, в которой она отрезает себя от Кхалы отлично подводит черту этой истории, хоть и сделать ей это пришлось из-за отсутствия иного выбора - иначе Амун бы смог вернуться в Кхалу.
Каракса от участи голоса экспозиции про ключ зел’нага и солнечное ядро Копья Адуна спасли диалоги, в которых раскрывается его отношение к чистильщикам, системе каст и потере Кхалы. Его первый диалог на тему одиночества после побега с Айура вышел на удивление сильным.
А вот Таландар, тут вопрос сложный. Сама история чистильщиков и моральный аспект её трагедии и будущего - не новый вопрос для фантастики, но он был подан на приличном уровне. И в этом аспекте “Феникс” Таландар хорошо сыграл свою роль, но за её пределами он как-то теряется. Наверное, я бы ожидал больших эмоций от Артаниса в этом вопросе, но это было бы ошибкой. Потому что иерарх не раз говорит о своих чувствах по вопросу возвращения своего погибшего друга в виде машины с почти точной копией его сознания, но он не демонстрирует их напрямую. Тамплиер всё-таки. И меня по-хорошему удивило то, что в паре сцен Каракс и Артанис его даже чуть-чуть побаивались.
И, наконец, Аларак. Этот парень быстро снискал расположение многих игроков. И неудивительно. Талдарим очень выделяется среди остальных членов команды. И тоже самое обстоит со всем обществом талдаримов. У кхалаев и неразимов накопилось много страхов и обид по отношению к друг другу, да и народы их пошли разными путями. Но в глубине своей они очень похожи: им всем дороги идеалы чести, дружбы и братства. Им не чуждо самопожертвование и вера друг в друга. У талдаримов всё с точностью до наоборот. Им чужды дружба и честь, они считают такие понятия чушью и верят только в себя. И у каждого из них была только одна цель - подняться выше своих господ, путем их убийства. Так что это сплошной ужасный разрыв шаблона для дэлаамов. Но Аларак выделяется и на фоне собратьев. Для него даже Рак’шир, ритуал священной битвы за право подняться выше в иерархии Тал’дарим, всегда был скорее игрой, чем великим религиозным побоищем. И сам факт того, что он отверг веру в Амуна и решился пойти против него вместе с другими народами протоссов, уже говорит очень о многом. Судя по всему, дизайн его был вдохновлен ситхами из “Звездных Войн” и может быть немного темными эльдарами из WH:40k, но одним купанием в темной стороне псионной силы этот протосс не ограничивается. В первую очередь, его волнует власть, и ради неё он готов переступить через всех и вся. Но при всей своей хитрости и дальновидности в вопросах предательских игр талдаримов, он слишком самоуверенный. Посудите сами, талдаримов разбивали на каждом шагу, и будущий Владыка талдаримов тоже не смог помешать Артанису заполучить в свою армию чистильщиков. Но при по-настоящему огромной псионной силе, такая его самоуверенность понятна, но меньшим недостатком она от этого не становится. При этом он делает пусть крошечные, но всё же шажки в сторону гуманизма, про который часто говорит Артанис. И хотя его диалоги не шекспировские, они достойные и местами даже смешные. И я думаю, в меру язвительные комментарии дарта Аларака - это отличная отрада для тех, кто успел немного устать от Оптимуса Артаниса.
“Ну, и как вы умудрились дать этим животным захватить Айур? Они что, запрыгнули на ваши корабли и сжевали их?” - Аларак
Кстати, о талдаримах. В LotV так толком и не объяснили связь между группировками талдаримов Слейна и мира-корабля зел-нага. Причем, чехарда эта идет уже давно. Тал’дарим из WoL изначально должны были быть сюжетно связаны с одноименной группировкой из Айура и Улрезажем, но не судьба. Также и в LotV обещали связать группировку Слейна со врагами из WoL - и тут не случилось. Есть только фраза Артаниса о том, что его народ ошибочно принимал талдаримов за секту, поклоняющуюся всем зел’нага, а не одному Амуну. Может это такой намек. Еще одной возможной отсылкой на сущность талдаримов мира-корабля может послужить реплика Аларака, в которой он упоминает, что Нион, лидер той ветки Тал'дарим, сошел с ума от добычи терразина. Быть может те талдаримы - просто тронувшиеся умом жители Слейна, отколовшиеся от своих родичей и изменившие свои обряды и культуру? Но проблема с этими темными протоссами, которую мы рассматривали в этом выпуске, никуда толком и не делась.
И нельзя не упомянуть Зератула. Со своей ролью вестника пророчества он справился отлично, и он ощущался тем же героем, с которым я атаковал церебралов и сбегал с Айура через варп-врата. Изначально именно он должен был стать главным протагонистом LotV, но его роль с пророчеством вынудила Blizzard пересмотреть свой план. Он продолжил оставаться ментором и маяком для других персонажей истории, а роль лидера перворожденных досталась Артанису, которого можно органичнее представить их иерархом. История Зератула была достойной, и её конец был очень трогательным и грустным. Эн Таро Зератул.
“Мы обрели свободу. Всё благодаря тебе.” - Артанис
Чего нельзя сказать о главном злодее всей саги, Амуне, падшем зел’нага. Не смотря на свою роль в трилогии, он начал активно принимать участие в сюжете только в его последней трети. С одной стороны, да, наконец стало ясно чего и зачем хотел “темный бог”. А с другой, возникает вопрос: стоило ли введение “бога” и схемы сюжета из Warcraft того, чтобы менять курс Starcraft? На этот вопрос, думаю, каждый ответит сам. Но обо всем по порядку. Естественно, особой глубины в мотивах гибридов и их хозяина так и не появилось в LotV. Да, и в их описаниях тоже. Кто такие эти гиганты пустоты на службе Амуна, нам так и не объяснили. Просто гиганты. Из пустоты.
Но оказывается, что Падший - совсем не божественный вестник забвения, каким хочет казаться. Он не был рожден зел’нага, но давным давно сам стал одним из тех, кто через их цикл стал новым зел-нага. Но что-то пошло не так. Он считал, что бытность зел’нага была ему навязана и возненавидел их цикл. Везде Амун видел следы их цикла, который посчитал источником всего зла, всех войн и страданий в галактике. Он посчитал это великой несправедливостью, ответом на которую объявил смерть всего живого - единственное, что сможет закончить порочный цикл и уничтожить его влияние. Но это своего рода фасад. Рохана смогла коснуться его разума, и она увидела в нем не только это, но и истинную причину действий Падшего: уязвленную гордость и всепожирающую ненависть.
“Он считает, что все войны и страдания являются следствием бесконечного цикла. Он хочет с этим покончить. Но ты видишь только то, что лежит на поверхности. Внутри его переполняет ненависть. Возмущенная гордость, ради которой он готов испепелить всё живое. Гибриды - вот истинное лицо Амуна. Он хочет не просто уничтожить творения зел-нага, но и принести им при этом страдание.” - Рохана
Всё дело именно в ненависти к зел’нага. За цикл, за то, что стало с ним самим, он их возненавидел. И за тысячи лет эта ярость не утихла, Амун хотел не просто убить всех зел’нага, но и уничтожить всё к чему они успели прикоснуться. Заставить страдать их и всех, кого они создали.
Но всё это раскрывается ближе к концу кампании. И я не могу назвать уязвленного Амуна лучшим из всех возможных кандидатов в главные антагонисты игры, финала которой пришлось ждать пять лет. Но прослеживается знакомая схема. Да, вероятно, это не лучший выбор для злодея. Но его мотивы объяснены и сносно вписаны в сюжет, так что всё не так плохо, как многие думают. Но глубины, действительно, не хватает. Смотришь на гибридов и понимаешь - они просто пустышки, продолжение ненависти амуна. Слышишь вопли солдат Корпуса Мёбиуса с мрачными предзнаменованиями - снова понимаешь, что это не какая-то жестокая и мрачная правда Древних из “Мифов Ктулху”, а просто бред обезумевшего солдата. Возможно, если бы противостоянию Корпусу было бы уделено больше времени, то этому аспекту истории о сведенных с ума терранах добавилось бы трагичности, которая чувствуется в рассказе “Сектор Шесть”. Вообще с тем же успехом главным злодеем можно было сделать еще более жуткий Голос во Тьме из манги “Передовая” или Улрезажа, который по идее тоже прислуживал Амуну. Да и одолел Артанис темного бога пусть и не играючи, но не с таким превозмоганием, которого можно было бы ожидать от противостояния сущности вроде Амуна, у которой были тысячи и тысячи лет на подготовку идеального плана.
В кампании протоссов тоже не обошлось без внезапных изменений канона, правда, поданы они достаточно хитро, так что всё на реткон тут даже и не списать. Оказывается, большая часть того, что нам было известно о зел’нага - ложь. Они никогда не вмешивались в эволюцию чужих видов и не направляли молодые цивилизации по известным им одним дорожкам. Они лишь сеяли семена жизни, будучи первыми живыми существами, родившимися еще в Пустоте. Но цикл, действительно, существовал. И согласно его закону, две расы, одна самостоятельно дошедшая до чистоты формы, а другая до чистоты эссенции, являлись к зел’нага и занимали их место в бесконечном цикле. Так одна за другой рождались новые вселенные.
Но а как же всё то, что мы знали об этой древней расе раньше? История создания Роя? Восхождение протоссов благодаря ихан-рии, великими учителям зел-нага? Всё это происходило на самом деле, но было делом рук других зел’нага во главе с Амуном. Падший вознамерился сокрушить цикл, который считал неправильным, и решил создать новую вселенную по своему образу и подобию. Для этого и были нужны зерги и протоссы: расы, которым он сам даст чистоту формы и эссенции, чтобы создать гибридов, которые уничтожат всё сущее. Какова была роль других зел’нага из его группы во всем этом? Это загадка. Возможно, они желали того же, что и Падший. Возможно, они просто хотели больше влиять на ход дел во вселенной и совпадают с тем образом экспериментаторов и ученых, который мы знали раньше.
Эпилог кампании
За кампанией Артаниса следует эпилог, служащий истинным занавесом трилогии, и он может показаться кому-то странным, но я повторюсь, к выходу LotV был уже ясен подход разработчиков к сюжету, так что удивляться уже должно быть нечему.
Ясное дело, эпилогом оказалась последняя схватка объединенных сил трех рас с Амуном. В нем же быстренько отвечают и на ключевые вопросы, до этого остававшиеся без ответа. Дюран оказался зел-нага. Почему и бы нет. Да и первая миссия с ним была обставлена впечатляюще и даже по-хорошему жутко. Плюс, Стукову таки дали нанести последний удар этому чудовищу.
А вот дальше уже всё не так гладко. В плену у Дурана оказался вполне себе живой и здоровый и зел-нага по имени Урос. К сожалению, в игре не объясняется, почему Наруд его попросту не убил, но я рискну предположить, что это связано с желтыми кристаллами, которые появляются на очищенной от скверны Амуна местности. Может быть, Урос служил батарейкой для Наруда.
В свое время сцена появления призрака Тассадара в WoL наделала много шума. С чего это он так подобрел к Сверхразуму? Почему он стал “привидением”? И в LotV отвечают на эти вопросы. Это был никакой не Тассадар, а иллюзия, созданная Уросом для того, чтобы Зератул поверил ему и следовал плану, который тот создал, чтобы остановить Падшего - тому самому пророчеству. У меня сложилось впечатление, что решение сделать Оруса тем призраком Тассадара было сделано уже после выхода WoL. И я даже не уверен в том, что Зератул, искавший помощи зел’нага, отказал бы одному из них, увидев его истинный облик. Но так даже лучше. Тассадар Ex Machina всё-таки был не лучшей идеей. Его жизнь героически закончилась на Айуре, когда он пожертвовал собой, чтобы убить Сверхразум. И хотя мне жаль, что надежда на его спасение была ложной, такой конец его жизненного пути более чем достойный.
И вот мы добрались до самого горячо обсуждаемого момента кампании - превращения Керриган. Повторюсь, меня оно не удивило, потому что такого можно было ожидать после HotS. Она же героиня пророчества, которая и без того сражалась с Нарудом как персонаж из аниме. Сара впитала в себе эссенцию Уроса и сама стала зел-нага. Внешне она на него как-то совсем не похожа. Но изображения зел-нага на каменных плитах пророчеств, Амун в физическом воплощении на Айуре и Наруд тоже выглядят не как типичные зел-нага. А вот как она стала зел-нага - уже вопрос. В ней есть чистота эссэнции, ведь она зерг. Но как же чистота формы? Здесь остается только гадать. Возможно, она каким-то образом получила её, став изначальной Королевой Клинков. Возможно, её превращение было временным. Кто знает. А вот дизайн, да, специфический.
И заключительные титры. Амун, конечно же, был сражен Сарой, а потом все жили долго и счастливо. Мне немного жаль, что концовка была подана слайдами, а последний бой с Амуном был сведен до простого выстрела лучом в его голову в течении нескольких секунд. Хотя сам Амун до этого тоже демонстрировал чудеса запредельной силы, этого я не отрицаю. Просто считаю, что финал трилогии заслужил хорошего CGI-ролика вместо этого.
Новая страница в истории
Но что по-настоящему радует, так это, что на этом история Starcraft не заканчивается. Но что же будет дальше? Очень бы не хотелось, чтобы дальнейший сюжет был сведен до боев всяческих зел-нага друг с другом в стиле какого-нибудь Dragon Ball Z. Всё-таки эта концовка с Керриган может быть началом скользкой дорожки. Но и просто выкинуть её в утиль уже тоже нельзя. Было бы также странно, если бы она просто бесследно исчезла, став пусть не богом, но всё же зел-нага. Что стало с Джимом Рейнором - тоже загадка. Бывший шериф увидел Керриган в её старой униформе призрака в дверях любимого бара и ушел с ней, а потом его уже никто никогда не видел. Но зная творчество Blizzard, я воспринимаю такую концовку как хэппи энд - Сара либо забрала его с собой будучи зел-нага, либо каким-то образом снова став человеком, она вернулась к нему, чтобы начать жить тихой жизнью на задворках галактики.
Терраны, похоже, наконец освободились от тирании и деспотизма, преследовавших их со времен Конфедерации. Думаю, с Валерианом и Хорнером у руля эта эпоха мира и процветания может продлиться хотя бы пару поколений.
Протоссы продолжили идти по пути Дэлаам. Неразимы и кхалаи вместе строят новый светлый мир на Айуре, их общей родине. Терраны Доминиона даже ведут с ними мирные переговоры. Думаю, и у чистильщиков сейчас нет причин покидать своих братьев из плоти и крови. Может нам расскажут что-то и о судьбе адмирала Уруна, который доблестно сражался в апокалиптическом видении будущего Сверхразума. Кроме этого, он встречался только в комиксе про Артаниса.
Керриган оставила Загару новой королевой Роя. Она не Дагот, не Сверхразум, и не Королева Клинков, но всё же она многому научилась, наблюдая за Керриган, так что недооценивать её не стоит. Её зерги уже начали захват систем вокруг Чара. Кто знает, что теперь решит делать Рой. И чем же теперь займется Стуков? Он был вторым по силе существом в новом Рое после самой Керриган. Неизвестна также судьба Ниадры, матери стаи, потерявшей связь с Роем. Её последней директивой был геноцид всех протоссов...
Владыка Аларак отказался присоединить Тал’дарим к новому обществу протоссов. Возможно, это и к лучшему. Слишком уж разные их народы. Но всё же он позволил всем несогласным с его решением остаться на Айуре и присоединиться к тамплиерам. Интересно, как сложится их судьба. Что же до Аларака и его слуг, то тут остается только гадать. Он опасный интриган и могучий псионик, возможно, его талдаримы станут еще опаснее, чем прежде. Или наоборот, станут менее жестокими, в конце концов, теперь они знают, что вся их религия - это ложь, навязанная безумным зел-нага. А пока талдаримы ищут себе новый дом, бороздя звезды.
И это еще не всё. Далеко от Копрулу находится голубая планета Земля, жители которой не забыли о вероломстве Доминиона и рас пришельцев. А недоступная простому взору тьма продолжает бороздить галактику, Голос во Тьме на свободе, существо, уничтожавшее целые цивилизации и истово презирающее зел-нага за то, что они вмешались в природой установленный порядок вещей во вселенной. Также всё еще неизвестно, что за энергетические существа являлись из храмов зел-нага в годы между двумя великими войнами. И как, вы, вероятно, знаете - у Новы сейчас тоже серьезные проблемы с группировкой под названием “Защитники Человечества”. Эта история Новы - сюжет грядущего DLC под названием “Нова: Незримая война”.
А пока в секторе Копрулу царит хрупкий, но всё же мир. На безжизненных планетах, опустошенных войной по всему сектору начала восстанавливаться жизнь. Наверное, благодаря одной крылатой особе. А будущее, как говорится, теперь лежит в руках смертных.
Эпилог выпуска
Подводя финальную черту, я наконец могу окончательно определиться со своим мнением. Да, общее направление сюжета трилогии до сих пор вызывает вопросы. И англоязычные ветки официальных форумов по истории продолжают гореть пламенем недовольства. В то же время, посмотрите сколько довольных отзывов и полных обожания восклицаний кампанией на оставшихся просторах Интернета. Конечно, Starcraft II - проект неоднозначный, как и многие другие сюжетные вехи Blizzard последних лет. Но для многих эта игра стала тем же первым большим RTS эпиком от Blizzard, каким для многих из нас стали первый Starcraft или Warcraft 3. Что же до меня, я держу в голове все те вещи, которые я считаю огрехами трилогии, но хорошее в ней сильно перевешивает недостатки. Бывает, что с горечью приходится разочаровываться в творениях даже самых дорогих сердцу творцов. Но я думаю, что Blizzard в этот раз справились. Особенно, учитывая их некоторый частичный уход из всего, что связано с одиночной игрой и развитием сюжета в играх. И на фоне этого фактора и часто сомнительных решений в сюжете Warcraft, Starcraft 2 - это скорее успех. И остается только надеяться, что это не лебединая песня сюжетных игр от них, а первая ступенька к новым высотам в будущем.
Конечно, я ждал чего-то совсем другого от второй части саги, но я не могу сказать, что разочарован. Да, возможно, это мифическое "другое" могло бы возыметь на меня куда больший эффект. Только этого "другого" не существует.
Как бы там ни было, многие персонажи и события ощущались очень душевными и близкими. А за историей все равно было интересно следить. От кампании иногда получалось отрываться только с большим трудом. В итоге, трилогия Starcraft 2 мне очень понравилась, и я рад, что смог в неё поиграть.
Спасибо, что прочли этот выпуск
и до встречи в следующих. *)
Лично у меня создалось такое впечатление, что Эпилог был откровенно притянут за уши.
ОтветитьУдалитьВроде как Близзард, не смотря на всю линию пророчества, просто забыли о том, что Керриган должна в итоге всех спасти. Т.к. после WoL, кроме как в кратких упоминаниях Пророчества от Зератула, об этом вообще ни слова не говориться, ни в HotS, ни в LotV.
И вспомнили сценаристы о ней уже после того, как была готова кампания Протоссов. В итоге, задним числом быстро склепали Эпилог, организовали финальный хэдшот Амуну и поставили галочку о закрытии важной сюжетной линии.
Согласен с автором по поводу все второй части и в частности ее различий от первой.Сюжет пошел по совсем другому направлению, чем я ожидал/хотел. Больше всего возмутила перемена отношения Артаниса к Керриган, после путешествия по Храму, внес ее в список закадычных друзей, после того как она убила Феникса. Но ничего не поделаешь, единственной надеждой, все же еще остается, какое-нибудь DLC за Аларака, надеюсь будет, надеюсь хорошим. Ну а автору, как всегда, большое спасибо за статью, читать было интересно и легко!
ОтветитьУдалить