Кратос нёс смерть пантеону греческих богов, а затем обрел новую жизнь среди Девяти Миров, царства скандинавских богов. К каким еще пантеонам богов и далеким землям были отсылки в серии God of War? Осталось ли “христианство” в каноне серии и выжил ли кто-то из греческих богов? Да и как вообще работает местный сеттинг? Попробуем разобраться.
Но для начала нужно разобраться с главным вопросом: а где обитают различные пантеона вселенной “Бога Войны”? Иначе говоря: как работает этот сеттинг?
Концепт-арт «Левиафана» для God of War: Ascension (2013) |
В греческой фазе серии всё было достаточно просто: существа из мифов разных культур просто разделяли один и тот же земной шар (точнее, плоскую Землю). Конечно, в таком случае снова возникали вопросы о принципах работы всего этого дела. Сестры Судьбы из Греции отвечали за судьбы всех землян или только греков?
В скандинавской фазе идею развили дальше: теперь у каждой мифологии есть свой мир. Всё это различные “звезды” на небосводе путешествовать между которыми практически невозможно, ибо разделены они Миром-между-мирами. События греческой саги происходили в одном мире, а скандинавской уже в другом. То есть разные измерения сосуществуют вместе, и всесильными в своем аспекте боги являются только в пределах своего мира. Аналогично и с генезисом мира: у каждого были свои “прото-боги”.
Зал перемещения между мирами, God of War (2018) |
Новая система стройнее, но в ней есть свой подводный камень. Теперь не совсем ясно, как обстоят дела с культурами одного конкретно взятого мира, которые не относятся к правящему миром пантеону. Проще говоря: есть ли свои скандинавы в мире греческого пантеона? Если да, они могут обращаться за помощью к своим богам?
Сложно сказать. Но в греческой серии Кратос таки сталкивался с персами, у которых были свои волшебные козыри в рукаве. Эти персы с той же Земли, что и Кратос, или они пришли из другого мира?
Есть и более простой вариант, который тоже работает на базе информации о “мирах-звездах”. Возможно, существует всего одна Земля, но при этом каждый её регион вместе с её жителями связан с отдельным волшебным миром богов и монстров. В таком случае, Падение Олимпа ударило лишь по Греции и связанному с ней волшебному миру, а персы пришли в Грецию своим ходом.
Гибель мира |
◉ А теперь перейдем к самим далеким странам и их пантеонам, начиная с Греческой саги:
• Персия. Царь Персии лично вторгся в Аттику, один из регионов Греции, в ходе событий игры Chains of Olympus (2008), приквела к первой игре. Греческие боги призвали Кратоса остановить вторжение империи персов. Предположительно, религией персов в период греческой саги был зороастризм.
“Зло? Я несу не зло, спартанец. Я несу мощь Персии и Таинство Очищения!” — Царь Персии
В еще одном приквеле к первой игре, Ascension (2013), Кратос несколько раз сталкивался с джаггернаутами, полулюдьми-полуслонами в персидской броне.
• Аравия (предположительно). Царь Персии обладал способностью призывать ифрита, могучего духа огня. Когда Кратос убил царя, то завладел и его способностью вызывать это существо.
Ифриты относятся к исламскому фольклору и являются злыми духами вроде демонов. До конца неясно, считаются ли они подтипом джиннов или отдельным родом существ. В популярной культуре ифритов обычно изображают как род злых джиннов с огненной магией (например, в Героях Меча и Магии). Поскольку мир God of War традиционно изображает мир до монотеизма, рискну предположить, что здесь разработчики игры просто позволили себе художественное допущение. Ведь хотя ифриты и пришли из ислама, джинны существовали еще в доисламской мифологии.
Откуда у царя взялся ифрит? Он был завоевателем и предводителем империи. Надо думать, трофей из Аравии.
• Христианство. Изначально серия God of War должна была закончиться на ноте в духе франшизы “Зены”: на смену языческим богам приходит бог христианский. На эту тему было расставлено несколько чеховских ружей и отсылок. Но вполне возможно, что сейчас их стоит воспринимать либо как пустышку, либо если хотите, как отсылку на еще один мир, который нам, правда, вряд ли покажут. И вот почему.
Дэвид Джаффе, гейм-директор GoW и креативный директор GoW2, изначально задумывал следующий сценарий для God of War 3 (правда, единовременно он сосуществовал и с итоговой задумкой, воплощенной в игре). Описать этот сюжет можно так:
“После смерти Зевса другие пантеоны почувствовали слабость Греции и решили завоевать её. Оставшиеся греческие боги столкнулись с вторжениями пантеонов Египта и Скандинавии. Началась трехсторонняя война. Чтобы остановить её, Кратос посетил и земли захватчиков: обратил Сфинкса в статую силой отрубленной головы Медузы, убил Тора и забрал его молот Мьёльнир. Кратос нашел и новых соратников: смертных, ставших богами войны Египта и Скандинавии, и также бросивших вызов пантеонам.
Остановив войну, Кратос покончил с собой, чтобы оставить эру богов в прошлом. Но смертным всегда нужно во что-то верить и потому зародились боги новые. Явление одного из них произошло в Вифлееме и было сопровождено падением звезды. Товарищи Кратоса пошли по следу звезды и стали известны как волхвы. В обновленном мире Кратосу было даровано перерождение, и он восстал Мрачным Жнецом.”
В разработке GoW3 Дэвид не участвовал, так что была выбрана история о Падении Олимпа.
Прямая отсылка на “христианскую” версию сюжета есть в одной из фресок пророчеств из Храма Судеб, цитадели Сестер Судьбы из второй игры (2007). Правда, непонятно, что она должна теперь символизировать. Первые две фрески: по идее, Титаномахия (древняя война богов и титанов) и Падение Олимпа (Кратос наблюдает гибель Греции).
Первая фреска: Всепоглощающее сражение титанов и олимпийцев. |
Вторая фреска: Одинокая душа оглядывает последствия окружающего её бедствия. |
Третья фреска: Три путешественника идут навстречу неизвестной судьбе. |
Еще одна отсылка из второй игры (2007): Копье Судьбы. Кратос забрал это оружие, убив его прошлого хозяина, Тёмного Всадника, предводителя наездников на грифонах, охранявших от чужаков Остров Творения, дом Сестер Судьбы. А в христианской мифологии Копьем Судьбы иначе называют Копье Лонгина, орудие, которое римский солдат вонзил в распятого Иисуса Христа.
Казалось бы, эта часть история позади. Но в 2020 году Кори Балрог, гейм-директор GoW (2018) и продюсер Ragnarok (2022), который работал над франшизой еще с первой игры 2005 года, так ответил на вопрос игрока о христианстве:
“Оно является частью мира, да.”
• Варвары. Призрак Спарты не раз сталкивался со свирепыми варварами. Откуда они конкретно родом, нам так и не рассказали. Внешне они походят на европейцев, но описываются как пришедшие “с Востока”. Про их религию аналогично ничего неизвестно.
◉ Скандинавская сага:
Главный источник отсылок на другие миры находится в Храме Тира, на стенах которого нарисованы истории его странствий, а в сокровищницах лежат дары из других миров, преподнесенные Тиру в знак дружбы. Ключевая фреска изображает четыре символа, каждый из которых значит “война”:
• Око Ра (символ египетского бога солнца Ра)
• Омега (символ Спарты и Кратоса)
• Мицу томоэ (символ Хатимана, японского бога войны)
• Трискелион (символ, часто ассоциирующийся с кельтской культурой, возможно игра отсылает им к Морриган, ирландской богине войны)
Во внешности самого Тира тоже есть отсылки на культуры народов, с которыми он общался. В особенности, монеты на поясе и египетские татуировки на левой руке.
• Британские острова. Оказывается, Мимир как раз оттуда родом. Как рассказывал сам Бог Знаний, он родом из более южной страны, а еще он говорит с шотландским акцентом. Плюс, раньше у Мимира был нож скин-ду — эти маленькие ножи являются элементом традиционного мужского костюма в Шотландии. Такие ножи изначально использовались для приготовления пищи, но могли использоваться и для самообороны. Вот диалог Мимира и Кратоса на тему в Храме Тира:
— А… скин-ду из моей родины. У меня когда-то тоже такой был. Возьми его, парень.
— Да, парень… возьми его. Может, где-то посреди наших путешествий нам понадобится намазать масло на хлеб.
— Поэтому ты никому и не нравишься.
А это рассказы Мимира о его прошлом:
“В жизни каждого мужчины наступает время, когда он меняет себе имя и отправляется на север, чтобы начать всё заново. Если жить достаточно долго, чтобы повторить этот процесс несколько раз, то можно и оказаться совсем далеко на севере. Как тут.” — Мимир
“Я был мальчиком на побегушках и неофициальным шутом у короля фей. Ночью я со своими товарищами заправлял в лесу. Нас прозвали “добрыми малыми”, и мы все были теми еще плутами. Как мы только не проказничали и не шутили над местными смертными: но пока нашего господина это веселило, для нас всё обходилось без последствий. Но, однажды, ему было уже не весело, и тогда я посчитал, что лучше двигаться дальше.”
Плут, да еще с рогами. Скорее всего, Мимир раньше был Паком (Паном) из мифологии народов западной Европы. Но благодаря литературе Пак сильнее всего ассоциируется с Британией. В частности, рассказ Мимира о прошлом напоминает об образе Пака из пьесы Шекспира “Сон в летнюю ночь”: тот тоже служил королю фей, и звали его Оберон. Оберон стал популярным героем сказок в средневековье: он возник не из мифов, а был просто придуман писателями того времени.
А еще у Пана были козлиные нога, а дворфы как-то назвали Мимира козлоногим.
• Египет. Кроме Ока Ра в Храме Тира была еще одна заметная отсылка: Атрей водрузил себе на голову корону фараона.
В 2021 году вышел комикс “Падший Бог” (с абсолютно убогим артом), рассказывающий о жизни Кратоса в промежуток между победы над Зевсом и началом новой жизни в Девяти Мирах. Фабула такая: Кратос бежал из Греции, чтобы сбежать от прошлого и боли. Но каждый раз когда он выбрасывал свои Клинки Хаоса, они все равно возвращались к нему окутанные огнем. Призрак Спарты был готов покончить с собой, но ему просто не доставало физической силы, чтобы себя убить. Оставалось только и дальше бежать. Бесконечный побег завел его в египетскую деревню, где от него сразу разбежались селяне. К нему обратился старик, который записывал что-то на каменную табличку:
— Что? Почему они дрожат от страха?
— Потому что до них дошли истории. Почему они не должны трястись в ужасе при приближении Призрака Спарты? Лишь потому что они еще не понимают, какая судьба уготована тебе здесь, в Землях Фараонов.
— Оставь меня в покое, старик. Мне не интересен твой лепет, и уж тем более любая болтовня про судьбу.
— Но разве не судьба привела тебя к нам в преддверии часа нашей нужды?
— Я сказал тебе оставить меня в покое!
— Что было писано, будет исполнено. Никакому богу, никакому смертному этого не изменить.
— Оставь свой бред при себе.
— Даже тебе не обогнать собственную судьбу, о, Бог Войны, как быстро ты ни бежал.
Кратос продолжил побег, но старик преследовал его: то в облике птицы ибис, то павиана. Уже стало ясно, что за Кратосом увязался Тот, египетский бог мудрости. Бог Тот настаивал, что судьба неизбежна, и иллюстрировал это примером явления Кратоса. Якобы он пришел, чтобы спасти деревню от монстра-крокодила, Зверя Хаоса. Кратос был вынужден убить его.
А еще во сне Кратос увидел Афину, которая требовала от него вернуться в Грецию и исполнить судьбу. В итоге, Афина и Тот (уже в истинном обличии, с головой ибиса) начали вдвоем давить на ослабший рассудок Кратоса.
Ему пришлось сразиться со вторым зверем, гигантским гиппопотамом. Бог Тот посчитал, что добился цели. Кратос же вновь проклял и богов, и в первую очередь, самого себя. Конец комикса.
Да, сюжет комикса оказался таким же плохим как и арт. =/
• Япония. Кроме символа войны на фреске других отсылок пока нет.
• Майя. Народ Майя изображен на фреске с путешествиями Тира. Там также изображены Греция, Япония и Египет.
• Греция. Тут немного другой вопрос, конечно. А существует ли она до сих пор? Скорее всего, да. С одной стороны, Падение Олимпа и гибель богов принесли ужасные разрушения. С другой же стороны, в финале греческой саги Кратос отдал силу надежды в руки людей вместо того, чтобы передать её Афине. Плюс, греческая ваза в Храме Тира: на ней изображен сам Кратос с одной стороны, а с другой стороны греческие руины, восстанавливаемые ремесленниками.
А еще в храме была бутылка с вином из греческого острова Лемнос, на которой тоже были нарисованы ремесленники.
К тому же, Кратос таки не успел перебить всех греческих богов. В частности, можно упомянуть Артемиду, Богиню Охоты. Она была среди тех богов, которые благословили Кратоса на бой с Аресом в оригинальной игре (2005).
“Я преподношу тебе тот самый клинок, которым я убила одного из титанов. Возьми сей дар и используй его, чтобы выполнить свою миссию.”
Артемида должна была появиться в мультиплеерном режиме Ascension (2013) в качестве богини с телом кентавра. Никс, изначальное божество и богиня ночи, тоже должна была появиться в той игре, но её тоже не показали. Она должна была буквально возвещать собой ночь: тьма бы шла за её исполинской фигурой ростом с горизонт. Впрочем, в самой игре все равно есть её статуя и легенда о том, что каждый рассвет Гелиос, бог солнца, изгоняет её с небосвода. Так что эта Изначальная пережила доисторическую резню своих сородичей, из которой и возник греческий мир.
В греческой саге вообще вскользь успели упомянуть множество богов, с которыми Кратос так лично никогда и не встретился. И если занятую непотребствами даже посреди апокалипсиса Афродиту, вполне вероятно раздавило вместе со всем дворцом богов трупом титана Геи (хотя раз создатели игры отказали от сцены её убийства Кратосом, то всё может быть), то остальные боги могли собрать чемоданы заранее и уехать куда-нибудь в Казахстан, чтобы переждать катаклизм. Если перечислить коротко, чья судьба неизвестна, и кто упоминался в саге (и ведь никто не помешает разработчикам вспомнить и других малоизвестных богов):
• Изначальные: Хаос (воплощение хаоса), Эреб (бог тьмы), Эрос (бог любви), Граэ (богиня предвидения), Морфей (бог снов; пытался погрузить весь мир в вечный сон черным туманом), Немезида (богиня мести).
Можно сказать, что в конце концов, Кратос своими Клинками Хаоса вернул греческий мир назад к его праматери по имени Хаос. |
• Титаны: Рея (мать Зевса), Темис (богиня справедливости), Тифон (заключен в горах; в мифах был не титаном, а уникальным чудовищем), Ехидна (богиня бесстрашия), Иапет (бог жизни; был призван Кратосом в настоящее из битвы с олимпийцами в прошлом, но не появлялся в GoW3), Мнемозина (богиня памяти). Остальные титаны, появлявшиеся в GoW3, должны быть мертвы, ведь Гея назвала себя последней из них во время битвы с Зевсом и Кратосом.
• Боги: Аполлон (бог света), Дионис (бог вина), Асклепий (бог исцеления), Борей (бог северного ветра, направляющий колесницу Гелиоса; неизвестно, как его смерть повлияла на Борея), Музы (богини искусств, дочери Зевса), Ника (богиня победы), Ариадна (богиня прощения, жена Дионисия), Эос (богиня рассвета, сестра Гелиоса; лично просила Кратоса о помощи; её силы зависили от брата, неизвестно, могла ли она физически пережить его смерть), Амфитрита (богиня моря, жена Посейдона), Тритон (бог морских глубин, сын Посейдона), Кирка (богиня магии), Деметра (богиня урожая), Гестия (богиня семейного очага), Фобос (бог страха, сын Ареса), Ирида (богиня радуги).
Дионис, бог вина |
• Полубоги: Зора и Лора (дочери Афродиты, ставшие наложницами Кратоса, когда Олимп объявил его богом войны), Медеа (внучка Гелиоса, убийца дочерей и жены Ясона), Ээт (сын Гелиоса, царь Колхиса), Пелий (сын Посейдона, царь Иолка).
Зора и Лора, дочери Афродиты |
***
Вообще в серии God of War то и дело встречаются монстры из мифологий, не совпадающих с местом действия саги. Но я не заострял на них внимания, потому что сюжетно эти существа особой роли не играли. Но при желании можно считать их переселенцами вроде самого Кратоса.
◉ Греческая сага:
• Кракен на Острове Творения в GoW2 (2007), существо из скандинавской мифологии. В поп-культуре иногда ошибочно воспринимается как греческий монстр из-за фильма “Битва Титанов” (2010), в концовке которого был призван этот монстр (а фраза “Выпускайте кракена!” оттуда даже стала мемом). Правда, GoW2 вышел на три года раньше.
• Василиск в Chains of Olympus. Происхождение василиска точно неизвестно: само слово древнегреческое, но есть указания как на древнеримские, так и средневековые европейские корни этого монстра. В игре василиск был главным оружием Царя Персии. Возможно, персы нашли тварь где-то в Европе, возможно, приручили местного греческого монстра. Но второй вариант менее вероятен, поскольку василиск был уж слишком лоялен персам и не трогал их войска.
• Банши в Chains of Olympus (2008). В ирландской мифологии это дух женского пола, своим криком предупреждающий человека о смерти члена семьи. В GoW же это ожившие трупы женщин с кишками наружу и голыми тазовыми костями, к которым прикрепили огромные змеиные хвосты.
• Мантикоры в Ascension (2013), львы с хвостами скорпиона из персидской мифологии, но ставшие известными благодаря древнегреческой литературе. В популярной культуре их еще любят изображать с крыльями летучих мышей.
• Рух, чудовищные птицы из персидских и арабских мифов. Их призвал на помощь Данаус, человек с силой увещевать зверей, в борьбе за амброзию в комиксе «Бог Войны» (2010). Правда, неизвестно, откуда он сам был родом.
Комикс из обведенных фотографий. Классно. Но ладно, это чуть лучше того нового про Египет. |
◉ Скандинавская сага:
• Вульверы, гуманоидные волки из шотландской мифологии.
И на этом всё. Спасибо, что прочли этот текст, и до встречи в следующих. *)
Комментариев нет:
Отправить комментарий