Маленький очерк по следам скандала вокруг книги “Исследуя Азерот: Калимдор”, который, надеюсь, уже более-менее закончился.
Эйприл
Коупленд, жена Шона Коупленда, ведущего историка Blizzard и автора
книги “Исследуя Азерот: Калимдор”, несколько дней защищала мужа от
обвинений в расизме, которыми пестрит критика книги в Твиттере.
Сам Шон выпал из социальных сетей еще лет 7-8 назад из-за того, что его
преследовал один очень странный человек и в Интернете, и по слухам, в
реальной жизни (у этого хейтера даже была своя “правильная” wiki лора
Warcraft), а еще тогда он потерял близкого человека. Шон вернулся в
Твиттер в 2018 году, но ушел обратно в оффлайн спустя пару месяцев.
Поэтому понятно, почему на критику отвечает не он. Плюс, договоры о
неразглашении.
“Я просто хочу публично сообщить, что вышедшая на
этой неделе книга “Исследуя Азерот: Калимдор” получила смешанные отзывы.
Как мы все знаем, время не пощадило WoW: ваши замечания о расовых
тропах в игре и лоре были услышаны и учтены. Я хочу сказать, что люди,
не знающие, как пишутся книги по играм, явно зря выпускают столько
желчи. Сейчас должность Шона включает в себя и написание книг, чего не
было в его обязанностях в прошлые годы. Однако, он все равно не создает
лор.
Он и другие писатели тесно сотрудничают с продюсерами и
редакторами в своем отделе, а также ведущими писателями и разработчиками
из команды по игре. Это команды по игре создают миры, расы и истории.
Любой автор, пишет ли он квест или мангу или книгу, должен плотно
работать с этими командами, за которыми остается последнее слово в
проекте. Цитируя великолепную Кристи Голден, у которой десятки лет опыта
в этой сфере: “Со стороны Blizzard очень щедро позволять мне играть в
их песочнице, но это все равно их песочница.” Если вы хотите направить
куда-то свою критику, то сделайте это в адрес тех, у кого есть сила
сделать необходимые изменения. Это было бы более полезной тратой ваших
сил. Я бы и сама искренне хотела увидеть позитивные изменения, и хотя
безусловно я не могу говорить от имени Blizzard, могу сказать от имени
Шона, что любая культура в наших мирах, которая “напоминает” реальную,
должна быть изображена корректно.”
Далее Эйприл отвечала на
конкретные вопросы игроков по книге примерно три дня, и градус конфликта
дошел до такой точки кипения, что она просто сделала приватным свой
аккаунт в Твиттере.
Какой пока что список обвинений? Гоблины
изображены как оскорбительная карикатура на евреев. Газлоу —
рабовладелец. Лор’темар объясняет Зекхану сложные слова, следовательно,
не-белые изображаются безграмотными. И так далее.
Самый одиозный
момент с гоблинами. В книге описывается, что река Строптивая у Дуротара
всё еще непригодна для питья из-за сброшенных в неё гоблинами отходов
(почему течение не унесло это дальше, если это было при Гарроше?),
рассказывается об индустриализации Азшары и деятельности Торговой
Компании. Обвинители окрестили всё это стереотипом о том, что “евреи
отравили колодец”. Потому что же еще кроме этого гоблины богатые и
носатые.
И это что-то уже за гранью. Потому что гоблины — это
бизнесмены из Нью-Йорка столетней давности и мафия из старого
американского кино. Отравление гоблинами реки — тема еще из Cataclysm, и
она была типичной историей про гадких воротил бизнеса, которые портят
природу. Так что обвинять в расизме скорее можно тех, кто при сочетании
слов “гоблины” и “отравили” начинает думать про евреев.
Вся эта
ситуация крайне дурацкая, потому что Эйприл очень некрасиво переводит
стрелки и не до конца честна в своих аргументах, но её реакцию можно
понять, поскольку её мужа обвиняют в максимально махровом расизме и
мешают с помоями, а она сама не знакома с прогрессивной терминологией в
духе “орки определены как не-белые” и поэтому пытается объяснить
оппонентам, что, мол, расы в Азероте — это не их расы-прототипы в
реальном мире, чем закапывает себя в их глазах еще сильнее.
Проблема
тут вот в чем. Книга, действительно, слабая, а Шон более чем заслужил
критику, да и часть перечисленных и подобных им претензий к "Калимдору"…
даже справедливы. Но скорее по другим причинам, а если в книге и есть
элементы стереотипов, то они являются случайным следствием остальных
проблем автора. А ведь их много. Откат к статусу-кво Катаклизма, плохой
масштаб, нелогичное поведение персонажей, ошибки в терминах. Даже
история с Зекханом является следствием того, что автор не удосужился
пояснить, с каким конкретно языком ему помогает Лор’темар. Особенно
учитывая то, что по версии Эйприл Зекхана он учил талассийскому, что
тоже странная идея…
Сейчас я в довольно смешном положении
относительно критики книги, поскольку нахожусь в вынужденной
самоцензуре. На американском форуме мне уже написали, что ждут от меня
разбора книги со всеми её расистскими проблемами. Только если сделать
там шаг в сторону, то меня расстреляют. А если даже обозревать сугубо те
проблемы, которые вижу я, то это будет лишним подливанием масла в
огонь. Поэтому пока что подожду с критикой. Как шторм уляжется, можно
будет и разобрать полнее вопрос того, почему все эти штуки в книге
являются проблемными, но почему по несколько иным причинам.
***
Комментарий к последнему посту,
потому что я не хочу, чтобы вы меня неправильно поняли. Я не считаю,
что если человек узнает расовый стереотип в медиа, то он является
расистом. Например, увидеть “блэкфейс” в старом фильме и понять, что это
именно оно — это не клеймо расиста.
Плюс, я
более-менее понимаю, почему у людей может возникнуть неправильная
параллель с гоблинами и евреями, ибо у неё есть предыстория в других
сеттингах, где есть свои жадные банкиры. Вообще было бы круто, если бы
Blizzard изображали гоблинов с меньшим количеством глупых стереотипов,
пусть они вообще-то про Нью-Йорк. Еще раз: Нью-Йорк столетней давности и
его бизнесмены, и мафия из американского кино.
Но тут просто
к-к-к-омбо. Потому что это не просто спор о ложном для сеттинга расовом
стереотипе. Потому что это, главным образом, продвигается человеком,
который походу хочет устроиться писателем в Blizzard путем выжигания
клейма расистов на текущих писателях и указанием себя в качестве
альтернативы как гуру в вопросах корректного изображения рас. Ибо это
для писателя самое важное.
Опять-таки нет ничего плохого в том,
чтобы проявлять себя в сообществе в надежде, что тебя возьмут на работу.
Художники рисуют, писатели пишут тексты, музыканты делают треки.
Критика и предложение альтернативы (включая себя) — это тоже нормально.
Но прыгать по головам таким образом, что люди из-за тебя аж свои
страницы в Интернете закрывают — это уже как-то некрасиво. Хотя я
подозреваю, что человек, правда, верит в то, что пишет. К добру это или
нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий