воскресенье, 12 декабря 2021 г.

Исследуя Расизм: Калимдор

Маленький очерк по следам скандала вокруг книги “Исследуя Азерот: Калимдор”, который, надеюсь, уже более-менее закончился.

Эйприл Коупленд, жена Шона Коупленда, ведущего историка Blizzard и автора книги “Исследуя Азерот: Калимдор”, несколько дней защищала мужа от обвинений в расизме, которыми пестрит критика книги в Твиттере. Сам Шон выпал из социальных сетей еще лет 7-8 назад из-за того, что его преследовал один очень странный человек и в Интернете, и по слухам, в реальной жизни (у этого хейтера даже была своя “правильная” wiki лора Warcraft), а еще тогда он потерял близкого человека. Шон вернулся в Твиттер в 2018 году, но ушел обратно в оффлайн спустя пару месяцев. Поэтому понятно, почему на критику отвечает не он. Плюс, договоры о неразглашении.

“Я просто хочу публично сообщить, что вышедшая на этой неделе книга “Исследуя Азерот: Калимдор” получила смешанные отзывы. Как мы все знаем, время не пощадило WoW: ваши замечания о расовых тропах в игре и лоре были услышаны и учтены. Я хочу сказать, что люди, не знающие, как пишутся книги по играм, явно зря выпускают столько желчи. Сейчас должность Шона включает в себя и написание книг, чего не было в его обязанностях в прошлые годы. Однако, он все равно не создает лор.
Он и другие писатели тесно сотрудничают с продюсерами и редакторами в своем отделе, а также ведущими писателями и разработчиками из команды по игре. Это команды по игре создают миры, расы и истории. Любой автор, пишет ли он квест или мангу или книгу, должен плотно работать с этими командами, за которыми остается последнее слово в проекте. Цитируя великолепную Кристи Голден, у которой десятки лет опыта в этой сфере: “Со стороны Blizzard очень щедро позволять мне играть в их песочнице, но это все равно их песочница.” Если вы хотите направить куда-то свою критику, то сделайте это в адрес тех, у кого есть сила сделать необходимые изменения. Это было бы более полезной тратой ваших сил. Я бы и сама искренне хотела увидеть позитивные изменения, и хотя безусловно я не могу говорить от имени Blizzard, могу сказать от имени Шона, что любая культура в наших мирах, которая “напоминает” реальную, должна быть изображена корректно.”


Далее Эйприл отвечала на конкретные вопросы игроков по книге примерно три дня, и градус конфликта дошел до такой точки кипения, что она просто сделала приватным свой аккаунт в Твиттере.

Какой пока что список обвинений? Гоблины изображены как оскорбительная карикатура на евреев. Газлоу — рабовладелец. Лор’темар объясняет Зекхану сложные слова, следовательно, не-белые изображаются безграмотными. И так далее.

Самый одиозный момент с гоблинами. В книге описывается, что река Строптивая у Дуротара всё еще непригодна для питья из-за сброшенных в неё гоблинами отходов (почему течение не унесло это дальше, если это было при Гарроше?), рассказывается об индустриализации Азшары и деятельности Торговой Компании. Обвинители окрестили всё это стереотипом о том, что “евреи отравили колодец”. Потому что же еще кроме этого гоблины богатые и носатые.

И это что-то уже за гранью. Потому что гоблины — это бизнесмены из Нью-Йорка столетней давности и мафия из старого американского кино. Отравление гоблинами реки — тема еще из Cataclysm, и она была типичной историей про гадких воротил бизнеса, которые портят природу. Так что обвинять в расизме скорее можно тех, кто при сочетании слов “гоблины” и “отравили” начинает думать про евреев.

Вся эта ситуация крайне дурацкая, потому что Эйприл очень некрасиво переводит стрелки и не до конца честна в своих аргументах, но её реакцию можно понять, поскольку её мужа обвиняют в максимально махровом расизме и мешают с помоями, а она сама не знакома с прогрессивной терминологией в духе “орки определены как не-белые” и поэтому пытается объяснить оппонентам, что, мол, расы в Азероте — это не их расы-прототипы в реальном мире, чем закапывает себя в их глазах еще сильнее.

Проблема тут вот в чем. Книга, действительно, слабая, а Шон более чем заслужил критику, да и часть перечисленных и подобных им претензий к "Калимдору"… даже справедливы. Но скорее по другим причинам, а если в книге и есть элементы стереотипов, то они являются случайным следствием остальных проблем автора. А ведь их много. Откат к статусу-кво Катаклизма, плохой масштаб, нелогичное поведение персонажей, ошибки в терминах. Даже история с Зекханом является следствием того, что автор не удосужился пояснить, с каким конкретно языком ему помогает Лор’темар. Особенно учитывая то, что по версии Эйприл Зекхана он учил талассийскому, что тоже странная идея…

Сейчас я в довольно смешном положении относительно критики книги, поскольку нахожусь в вынужденной самоцензуре. На американском форуме мне уже написали, что ждут от меня разбора книги со всеми её расистскими проблемами. Только если сделать там шаг в сторону, то меня расстреляют. А если даже обозревать сугубо те проблемы, которые вижу я, то это будет лишним подливанием масла в огонь. Поэтому пока что подожду с критикой. Как шторм уляжется, можно будет и разобрать полнее вопрос того, почему все эти штуки в книге являются проблемными, но почему по несколько иным причинам.

***

Комментарий к последнему посту, потому что я не хочу, чтобы вы меня неправильно поняли. Я не считаю, что если человек узнает расовый стереотип в медиа, то он является расистом. Например, увидеть “блэкфейс” в старом фильме и понять, что это именно оно — это не клеймо расиста.

Плюс, я более-менее понимаю, почему у людей может возникнуть неправильная параллель с гоблинами и евреями, ибо у неё есть предыстория в других сеттингах, где есть свои жадные банкиры. Вообще было бы круто, если бы Blizzard изображали гоблинов с меньшим количеством глупых стереотипов, пусть они вообще-то про Нью-Йорк. Еще раз: Нью-Йорк столетней давности и его бизнесмены, и мафия из американского кино.

Но тут просто к-к-к-омбо. Потому что это не просто спор о ложном для сеттинга расовом стереотипе. Потому что это, главным образом, продвигается человеком, который походу хочет устроиться писателем в Blizzard путем выжигания клейма расистов на текущих писателях и указанием себя в качестве альтернативы как гуру в вопросах корректного изображения рас. Ибо это для писателя самое важное.

Опять-таки нет ничего плохого в том, чтобы проявлять себя в сообществе в надежде, что тебя возьмут на работу. Художники рисуют, писатели пишут тексты, музыканты делают треки. Критика и предложение альтернативы (включая себя) — это тоже нормально. Но прыгать по головам таким образом, что люди из-за тебя аж свои страницы в Интернете закрывают — это уже как-то некрасиво. Хотя я подозреваю, что человек, правда, верит в то, что пишет. К добру это или нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий