четверг, 15 декабря 2016 г.

Мнение: Blizzard Publishing и Лидия Боттегони

blizzard publishing.jpg

На прошлой неделе стало известно, что Blizzard создала собственный издательский бренд - Blizzard Publishing. Данное подразделение компании будет заниматься как изданием новых книг, так и переизданием старых. Первыми пташками в серии переизданий станут романы “Повелитель кланов”, “Последний Страж” и “Восход Орды” под лейблом Blizzard Legends, а также первые два тома манги “Легенды” по Warcraft под лейблом Blizzard Manga. А из новой продукции уже анонсированы артбуки Art of Hearthstone и Cinematic Art of StarCraft. Курировать работу издательства будет Лидия Боттегони, новый старший вице-президент по истории и развитию франшиз - о ней мы поговорим в конце выпуска.

blizzard-legends-warcraft-rise-of-the-horde.jpg

Но в этом выпуске я хочу остановиться на паре вопросов, появившихся в сообществе из-за данной новости. Зачем нужно это новое издательство? И каков смысл переиздания старых книг? Чтобы ответить на данные вопросы, нам стоит взглянуть на историю того, как у Blizzard складывались дела с различными издательскими домами. У Blizzard было достаточно проблем с самыми разными издательствами, которые подчас заканчивались разрывом партнерств и отменой выхода заготовленных проектов.

Манга

Манга по играм Blizzard издавалась Tokyopop, крупным дистрибьютором и издателем манги и аниме на английском, немецком и японских языках. Партнерство двух компаний в период с 2005 по 2011 год подарило фанатам Blizzard немало интересных сюжетов по вселенным Warcraft и Starcraft. Но в 2011 году без особых объяснений с обеих сторон партнерское соглашение было расторгнуто. И это было неудивительно, поскольку Tokyopop в том же году спустя несколько месяцев просто закрыли свой офис в США и свернули там свою издательскую деятельность. Именно по этой причине серия “Крылья Тьмы” так и не получила заключительную третью главу. После 2011 года изданием манги Blizzard стали заниматься в Cryptozoic Entertainment, которым также доверили WoW TCG после того, как Upper Deck Entertainment лишились лицензии с Blizzard.

ShadowWing2Cover.jpg

WoW RPG

Можно вспомнить и историю с книгами по WoW RPG, издателем которых были White Wolf. White Wolf потеряли лицензию с Blizzard ориентировочно в 2009 году, точнее сказать сложно, поскольку в издательстве впервые заговорили об этом только в ответ на вопросы о закрытии секции Warcraft на своем сайте. Последняя книга данной серии вышла еще в 2008 году. Речь идет о Dark Factions, посвященной различным фракциям Азерота. Выход этой книги в свое время очень затянулся. Анонсирована она была в ноябре 2006, а её автор, Люк Джонсон, утверждал, что он закончил работу над Dark Factions еще задолго до открытия Наксрамаса, то есть июня 2006 года. Так что проблемы с White Wolf могли начаться еще тогда.

dark factions.png

Возможная причина потери лицензии у White Wolf могла быть связана с рядом факторов. Во-первых, пусть книги и были интересны любителям истории Warcraft, в первую очередь, они были именно серией книг по настольной игре. И в этом амплуа им не удалось укрепиться на рынке, а продажи шли не очень хорошо. Плюс, WoW RPG базировалась на Dungeons & Dragons, что тоже могло вызвать определенные проблемы. В D&D тоже обновляется сеттинг и механику настольной игры, и к выходу обновления 2008 года WoW RPG всё ещё была на старых рельсах. И вполне возможно, что определенные права на эту серию были у хозяев D&D, так что я сильно сомневаюсь, что их будут переиздавать в будущем. Более вероятная причина - слияние White Wolf с CCP Games, разработчиком EVE Online, в 2006 году. Тут всё понятно - с конкурентами водится было бы странно. И стоит помнить о том, что всех тонкостей этой истории мы не знаем. Основная база сеттинга из WoW RPG ведь была сделана Крисом Метценом и другими ребятами из Blizzard в том числе в качестве черновика для WoW, и возможно, что Blizzard посчитали вклад в данный труд сотрудников White Wolf недостаточным или не самым стоящим. И, конечно, остается пункт с коммерческим успехом серии именно как настольной игры, ведь обычные хроники такого плана Blizzard могли написать и сами.

Комиксы

Комиксы Blizzard издавались гигантом индустрии - DC Comics. Это партнерство было довольно успешным и насчитывает собой множество комиксов: серии комиксов World of Warcraft, “Испепелитель” и “Проклятье Воргенов”, а также графические новеллы “Жемчужина Пандарии”, “Темные Всадники” и “Клятва на крови”. Возможно, что сотрудничество двух компаний продолжится и впредь, но после создания Blizzard Publishing в этом уже нет такой надобности. Кстати, DC еще делали коллекционные фигурки с персонажами Warcraft. Однако, последний совместный проект у двух компаний был еще в 2013 году и вышел с большими задержками. Известно, что в 2008 году планировалось выпустить мини-серию комиксов о Короле-личе, но по неизвестным причинам проект свернули на очень ранней стадии - его даже не успели начать рисовать. Учитывая такое раннее нажатие на стоп-кран, рискну предположить, что Blizzard просто разонравилась идея или история этого комикса.

Lich+King+new.jpg

А по-настоящему проблемными были графические новеллы “Клятва на крови” и “Темные всадники”. Дело в том, что изначально сюжет этих новелл планировалось рассказать в новых выпусках комикса World of Warcraft. Но DC предложили рассказать эти истории в формате новелл, чтобы сосредоточить больше усилий на качестве картинки и повествовании сюжета. В итоге, были анонсированы серии новелл, продолжающие сюжет комикса World of Warcraft: первая бы называлась “Орда”, а вторая “Альянс”. Анонс “Орды” прошел в 2009 году, тогда же была озвучена и дата выхода первого выпуска серии - 2010 год. Но до 2011 года об этих новеллах так и не было новостей, и только тогда наконец показали обложки и озвучили название первой новеллы из каждой серии. За этим последовал очередной длительный период молчания, закончившийся неожиданным релизом “Клятвы на крови” и “Темных всадников” в первой половине 2013 года. Только вышли эти новеллы как одиночные произведения, к которым было решено уже не делать продолжений. Это и были последние комиксы по Warcraft, изданные в DC.

latest

Журнал

А в 2011 году по общему решению Blizzard и издательства Future была свернута совместная работа по изданию журнала World of Warcraft - всего пять выпусков спустя. Неизвестно, кого журнал из двух фирм не устроил больше, но расставание прошло в положительном ключе: обе стороны сообщили, что они довольны плодами общего труда, но лучше они направят свои усилия в другие проекты.

Magazine1Cover.jpg

Ответы на вопросы

Как видите, проблемы с издателями несколько раз стоили Blizzard интересных проектов, так что вот и ответ на первый вопрос - с собственным издательским подразделением компания будет сама продвигать и издавать свои книги без споров и трений с издателями-посредниками, у которых могут быть четкие условия и критерия по проектам Blizzard. Думаю, у Blizzard тут всё должно получится. Здесь нет ничего невозможного, так Games Workshop издают романы по вселенным Warhammer под собственным издательским брендом Black Library  аж с 1997 года. А с изданием романов у GW всё в порядке - там настоящий конвейер, к тому же и прибыльный.

А теперь второй вопрос - зачем переиздавать старые книги? Во-первых, начинать собственную издательскую деятельность всё-таки стоит с чего-то менее амбициозного, чтобы проверить, так сказать, почву. А переиздание старых книги тут отличный вариант. Во-вторых, этого хотят фанаты. Есть достаточное количество людей, которые в свое время не обзавелись книгами по Warcraft, Starcraft и Diablo, и сейчас об этом жалеют. И теперь у них появится возможность купить не потрепанный экземпляр с ebay, а новенькую книжку. Да и ведь будут появляться новые фанаты, которым тоже захочется познакомиться со старыми романами. Возможно, что и издательствам из России теперь будет легче договориться о сотрудничестве для переводов новых романов благодаря появлению этого издательского подразделения - но тут можно только гадать. Переизданием старых книг занимаются даже во франшизе “Звездных Войн”, несмотря даже на то, что эти старые книги - неканон.

Единственный вопрос, на который у меня ответа нет - это судьба заключенного в 2015 году партнерства Blizzard c Random House. Дело в том, что Random House - это крупнейший издатель книг на английском языке, партнерство с которым позволило Blizzard подключить новых авторов в написание романов по своим вселенным: Уильяма Кинга и Тимоти Зана. Что уж там, даже романы по “Звездным Войнам” издаются одним из подразделений Random House. Поэтому, возможно, что первые новые романы будут издаваться эти великаном индустрии, но также есть вероятность, что Blizzard тут пойдет ва-банк, отказавшись и от этого партнерства. Хотя пока что первый вариант мне видится более реалистичным, поскольку в официальном пресс-релизе отмечено, что Blizzard заинтересованы издавать свои книги как самостоятельно, так и через действующие глобальные партнерства.

Новый старший вице-президент по истории

А вот мы и дошли до Лидии Боттегони, которая заняла место, покинувшего Blizzard в сентябре этого года, Криса Метцена на должности старшего вице-президента по истории и развитию франшиз. Ранее Лидия Боттегони занимала должность руководителя производства в Sony Pictures Imageworks - это одна из компаний в группе Sony Pictures Motion Picture Group, занимающейся созданием кино. Конкретно Sony Pictures Imageworks работает над визуальными эффектами и анимацией персонажей. В портфолио у Боттегони есть множество фильмов от Человека-паука до Смурфиков, а с его полной версией можно ознакомиться на IMDb.

Возможно, что она принимала участие в решении об отмене выхода графической новеллы “Первый удар” по Overwatch. Но вообще причину данного решения довольно ясно дал понять Майкл Чу, старший писатель по Overwatch, на официальном форуме: идея новеллы зародилась еще на ранней стадии разработки игры, и тогда разработчики хотели рассказать историю основания Overwatch в ходе Восстания машин. Но с течением лет многое во взглядах разработчиков на те события изменилось, и в итоге, они решили, что новелла не совпадает с их текущим видением сеттинга. Но им всё еще интересно однажды рассказать историю о ранних приключениях основателей Overwatch. Так что тут всё прозаично, и я абсолютно верю данному объяснению, потому что в этом весь Overwatch - история там домысливается и развивается на ходу, многие белые пятна специально не закрашивают, чтобы пронаблюдать за реакцией фанатов на них и сделать что-то, оглядываясь уже на теории самих игроков. Странно в этой ситуации скорее то, что новеллу успели закончить, и автор её истории, Микки Нельсон, регулярно делился с сообществом новостями о том, как шла работа над проектом - в октябре этого года Микки написал, что работа над артом была завершена. И в ноябре 2016 года, когда новелла должна была увидеть свет в цифровом виде, её отменили. Может быть, это тоже показатель той самой разработки сюжета на ходу.

Overwatch_First_Strike_Front_Cover_Art.jpg

Но вернемся к новому вице-президенту по истории. Это новое назначение у многих вызвало непонимание или даже неприязнь. Но тут важно понимать, о какой должности мы вообще говорим. Боттегони в Sony была на должности этакого эпохальных пропорций менеджера и продюсера, и в Blizzard она будем заниматься примерно этим же. И Blizzard Publishing как раз нужен такой человек, чтобы добиться успеха на рынке.
2eee64c.jpg

Повторюсь, роль Боттегони будет, грубо говоря, в продюсировании франшиз Blizzard. Это должность, которая толком не влияет на работу в других отделах, и заключается в том, чтобы принимать решения об общих направлениях развития франшиз и историй на самом верху иерархии компании вместе с другими членами этой самой верхушки. А придумывать затравку сюжета для нового дополнения WoW будут уже разработчики WoW, сам сюжет - отдел творческой разработки, задания для игроков - отдел по заданиям. Но да, принимать решения на самом верху об общем направлении для сюжета и обсуждать его с тем же главой отдела творческой разработки по WoW - это её работа.

Думаю, проблема тут еще и в том, что человека “со стороны” тут никто не ждал на такой высокой должности. Но давайте рассуждать здраво. Человека без нужных навыков на такую должность бы не взяли, и как мы уже поняли, на развитие истории Азерота у Боттегони прямого влияния толком и не будет. Плюс, Blizzard не помешает свежая кровь, поскольку “старички” могут иногда на почве своих лавр напридумывать всякого лишнего.

Так что этот человек занимает только должность Метцена в Blizzard, а не всё, чем он был для компании: Шон Коупленд не будет отлавливать её во время обеда, чтобы спросить о ранговой системе Пылающего Легиона, да и Тралла её озвучивать тоже не позовут. Также понятно, что этот человек не будет соавтором третьего тома “Хроник” или светочем сюжета и истории Warcraft, которому будет звонить Кристи Голден с вопросами о быте орков. Так что давайте просто подождем и посмотрим, что из всего этого получится.

Спасибо, что прочли этот выпуск
И до встречи в следующих! *)

И снова благодарю читателей, поддерживающих блог на patreon: pitet, dervesp, Владимира Кравчука, Максима Зуева, Vemy, Дениса Матвеева, zymko, Леорика, Fadj, Sergey и Dyshik.

Комментариев нет:

Отправить комментарий