В “Кольцах Власти” мы по традиции видим злых орков, но авторы всё же 
пытаются показать их расу более морально-серой. Точнее, “отца” этой 
народа, орка первого поколения, который не совсем “орк” в привычном 
смысле слова. А еще в сериале уже намекают на то, что у Саурона не самые чудовищные мотивы (по крайней мере, они не были такими ужасными в прошлом).
 Как ни странно, всё это более-менее вписывается в позицию Толкина о 
Средиземье. Поэтому собрал и перевел фрагменты из его заметок на тему (из его 
писем и сборника “Кольцо Моргота”). Своевременно их вспомнить не только из-за сериала, но и в контексте 2022
 года, ведь Толкин служил в Первую Мировую Войну, а писал уже во времена 
Второй Мировой, вот почему в первом фрагменте из данной сборки он так 
мрачно сравнивает мир своих сказок с миром реальным, всё-таки эти 
периоды жизни сильно повлияли на его творчество:
• Саурон и Вторая Мировая:
“Мы 
пытаемся одолеть Саурона Кольцом, и, похоже, добьемся успеха. Но как 
станет ясно, мы заплатим за это тем, что расплодим новых Сауронов и 
медленно обратим Людей и Эльфов в Орков. Но в реальной жизни всё не так 
просто как в сказке: мы начали с огромным количеством Орков на нашей 
стороне.”
• О том, как Саурон из добродетельного хозяйственника стал новым воплощением зла:
“Саурон
 так никогда и не достиг той же степени нигилистического безумия, что и 
Мелькор. Саурон не противился существованию мира с условием, что сможет 
делать с ним, что пожелает. В нем еще сохранились остатки позитивных 
начинаний, произошедшие из его некогда доброй природы: его добродетелью 
(следовательно, и причиной падения, и затем его повторения) была любовь к
 порядку и координации, и неприязнь к путанице и пустым спорам. 
Изначально Мелькор привлек Саурона теми очевидными волей и силой, с 
которыми он так быстро и точно воплощал свои замыслы.”
“…В 
некотором роде тень добра: у Саурона некогда была способность 
восхищаться кем-то кроме себя или признавать чье-то превосходство нежели свое 
собственное.”
“Когда Саурон осознал, насколько все рациональные 
существа восхищаются его знаниями и насколько легко ими манипулировать, 
его гордыня стала безграничной.”
“Саурон прошел путем всех 
тиранов: он начал с благого, по крайней мере, в той степени, что в своем
 желании упорядочить всё сущее согласно собственной мудрости все равно 
учитывал (экономическое) благополучие остальных обитателей Земли. Но в 
своей гордыни и жажде власти он зашел дальше людских тиранов, ведь по 
природе являлся бессмертным (ангельским) духом.”
“Саурон в ужасе 
раскаялся, когда Первый Враг был окончательно разбит, но в конце концов,
 он не поступил так, как ему было приказано и не вернулся, чтобы 
предстать перед судом богов. Он остался в Средиземье. В начале его 
мотивы были благими: он восстанавливал и приводил в порядок руины 
Средиземья, что были “брошены богами”. Но таким образом он очень 
медленно и постепенно стал новым воплощением Зла, чем-то, что жаждет 
Абсолютной Власти.”
• О том, что орки пусть и являются злыми, и 
являются этакой порчей над благородством Эльфов и Людей, они все равно 
не злые по факту рождения:
“Я не вижу никакой необходимости в 
том, чтобы моя история вписывалась в формальную христианскую теологию, 
но я всё же задумывал её соответствующей христианскому духу и вере: это 
видно по моменту, когда Фродо отмечает, что орки не злые по 
происхождению.”
“Орки были рождены из Греха и стали плохими по 
своей природе. Я чуть не написал “неисправимо плохими”, но так бы я 
зашел слишком далеко. Потому что их создание было принято  и его стерпели — а
 это было необходимо для того, чтобы они вообще существовали — а значит 
даже Орки стали частью Мира, а он Божий и значит по сути добрый.”
“Мудрейшие
 еще в Старые Дни учили, что Орки не были “созданы” Мелькором, а значит 
не были злыми по происхождению. Возможно, они и стали неисправимыми (по 
крайней мере, для Эльфов и Людей), но оставались в Законе. Это значит, 
что поскольку они являются пальцами на руке Моргота, с ними пусть и необходимо 
сражаться изо всех сил, но с ними нельзя обращаться их же монетой злобы и
 подлости. Пленных нельзя пытать: даже ради того, чтобы получить 
информацию для защиты домов Эльфов и Людей. Если любой Орк попросит о 
пощаде, её нужно даровать, пусть у этого и будет цена. Таковы были 
учения Мудрейших, хотя во время ужасов Войны к ним не всегда 
прислушивались. Немногие орки сдавались в Старые Дни, и Орк ни за что бы
 не стал иметь дело с Эльфом. Ибо если чего и добился Мелькор: так это 
того, что он окончательно убедил Орков в том, что Эльфы были более 
жестокими чем они: якобы они берут пленных лишь ради “увеселения” или 
чтобы съесть их (как поступали сами Орки при необходимости).”
Новости, записки и рецензии на тему историй и миров различных вымышленных вселенных. С приоритетом на Warcraft и другие франшизы Blizzard
суббота, 1 октября 2022 г.
Кольца Власти: "орк" с серой моралью и не максимально злой Саурон. Внезапно, в стиле Толкина?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)

 
Комментариев нет:
Отправить комментарий