суббота, 1 октября 2022 г.

Кольца Власти: "орк" с серой моралью и не максимально злой Саурон. Внезапно, в стиле Толкина?

В “Кольцах Власти” мы по традиции видим злых орков, но авторы всё же пытаются показать их расу более морально-серой. Точнее, “отца” этой народа, орка первого поколения, который не совсем “орк” в привычном смысле слова. А еще в сериале уже намекают на то, что у Саурона не самые чудовищные мотивы (по крайней мере, они не были такими ужасными в прошлом). Как ни странно, всё это более-менее вписывается в позицию Толкина о Средиземье. Поэтому собрал и перевел фрагменты из его заметок на тему (из его писем и сборника “Кольцо Моргота”). Своевременно их вспомнить не только из-за сериала, но и в контексте 2022 года, ведь Толкин служил в Первую Мировую Войну, а писал уже во времена Второй Мировой, вот почему в первом фрагменте из данной сборки он так мрачно сравнивает мир своих сказок с миром реальным, всё-таки эти периоды жизни сильно повлияли на его творчество:

• Саурон и Вторая Мировая:

“Мы пытаемся одолеть Саурона Кольцом, и, похоже, добьемся успеха. Но как станет ясно, мы заплатим за это тем, что расплодим новых Сауронов и медленно обратим Людей и Эльфов в Орков. Но в реальной жизни всё не так просто как в сказке: мы начали с огромным количеством Орков на нашей стороне.”

• О том, как Саурон из добродетельного хозяйственника стал новым воплощением зла:

“Саурон так никогда и не достиг той же степени
нигилистического безумия, что и Мелькор. Саурон не противился существованию мира с условием, что сможет делать с ним, что пожелает. В нем еще сохранились остатки позитивных начинаний, произошедшие из его некогда доброй природы: его добродетелью (следовательно, и причиной падения, и затем его повторения) была любовь к порядку и координации, и неприязнь к путанице и пустым спорам. Изначально Мелькор привлек Саурона теми очевидными волей и силой, с которыми он так быстро и точно воплощал свои замыслы.”

“…В некотором роде тень добра: у Саурона некогда была способность восхищаться кем-то кроме себя или признавать чье-то превосходство нежели свое собственное.”

“Когда Саурон осознал, насколько все рациональные существа восхищаются его знаниями и насколько легко ими манипулировать, его гордыня стала безграничной.”

“Саурон прошел путем всех тиранов: он начал с благого, по крайней мере, в той степени, что в своем желании упорядочить всё сущее согласно собственной мудрости все равно учитывал (экономическое) благополучие остальных обитателей Земли. Но в своей гордыни и жажде власти он зашел дальше людских тиранов, ведь по природе являлся бессмертным (
ангельским) духом.”

“Саурон в ужасе раскаялся, когда Первый Враг был окончательно разбит, но в конце концов, он не поступил так, как ему было приказано и не вернулся, чтобы предстать перед судом богов. Он остался в Средиземье. В начале его мотивы были благими: он восстанавливал и приводил в порядок руины Средиземья, что были “брошены богами”. Но таким образом он очень медленно и постепенно стал новым воплощением Зла, чем-то, что жаждет Абсолютной Власти.”

• О том, что орки пусть и являются злыми, и являются этакой порчей над благородством Эльфов и Людей, они все равно не злые по факту рождения:

“Я не вижу никакой необходимости в том, чтобы моя история вписывалась в формальную христианскую теологию, но я всё же задумывал её соответствующей христианскому духу и вере: это видно по моменту, когда Фродо отмечает, что орки не злые по происхождению.”

“Орки были рождены из Греха и стали плохими по своей природе. Я чуть не написал “неисправимо плохими”, но так бы я зашел слишком далеко. Потому что их создание было принято
и его стерпели — а это было необходимо для того, чтобы они вообще существовали — а значит даже Орки стали частью Мира, а он Божий и значит по сути добрый.”

“Мудрейшие еще в Старые Дни учили, что Орки не были “созданы” Мелькором, а значит не были злыми по происхождению. Возможно, они и стали неисправимыми (по крайней мере, для Эльфов и Людей), но оставались в Законе. Это значит, что поскольку они являются пальцами на руке Моргота, с ними пусть и необходимо сражаться изо всех сил, но с ними нельзя обращаться их же монетой злобы и подлости. Пленных нельзя пытать: даже ради того, чтобы получить информацию для защиты домов Эльфов и Людей. Если любой Орк попросит о пощаде, её нужно даровать, пусть у этого и будет цена. Таковы были учения Мудрейших, хотя во время ужасов Войны к ним не всегда прислушивались. Немногие орки сдавались в Старые Дни, и Орк ни за что бы не стал иметь дело с Эльфом. Ибо если чего и добился Мелькор: так это того, что он окончательно убедил Орков в том, что Эльфы были более жестокими чем они: якобы они берут пленных лишь ради “увеселения” или чтобы съесть их (как поступали сами Орки при необходимости).”

Комментариев нет:

Отправить комментарий